Одиночные и парные пунктуационные знаки: зоны неразличения
Система пунктуационных знаков в русской графике включает разные типы небуквенных единиц, которые могут быть распределены по группам в зависимости от разных критериев:
- По месту, которое занимает знак в составе предложения, можно говорить о позиционных знаках начала, середины и конца предложения.
- По количеству знаков, используемых в синтагме, можно говорить об одиночных, парных знаках, а также о пунктуационных комплексах.
- Наконец, по функционалу знаки подразделяются на завершающие, разделяющие, выделяющие.
Парные знаки препинания представляют собой пунктуационные единицы, которые воспроизводятся дважды - в начале и в конце пунктуационного отрезка, подлежащего выделению. Функционируют парные знаки только внутри предложения как элементы, служащие для выделения определенных синтагм.
К парным знакам относят парные запятые, парные тире, двоеточие и тире, а также скобки, которые, по сути, являются уникальным парным знаком, так как употребление одной из скобок автоматически влечет за собой употребление второй. Примеры парных пунктуационных знаков:
- По улице, еще мокрой от дождя, уже спешили прохожие.
- Эта задача – выкрасть незаметно коня – была непосильной даже для такого ловкого человека.
- Разбросанные там и здесь следы пиршества: огрызки соленых огурцов, ломти хлеба, недоеденные куски рыбы - все это вызвало отвращение.
- До станции (она была в пяти километрах от дороги) он шел пешком и смертельно устал.
Явление, при котором происходит смещение позиции и функций одиночных и парных знаков препинания, относится к ситуации неразличения.
На практике неразличение проявляется в двух событиях:
- Нейтрализация знаков, при которой один знак препинания как бы «поглощается» другим. Например: Он (,) конечно, съязвил, не без этого. – Он, конечно, съязвил, не без этого.
- Смешение знаков, когда второй документ парного знака препинания не ставится, что является следствием отождествления, пишущим парного и одиночного знака: Они, при своей технической оснащенности (,) на это не решились. – Они, при своей технической оснащенности, на это не решились.
В результате неразличения парных и одиночных знаков препинания появляются пунктуационные ошибки, связанные с тем, что пишущие не отображают на письме вторую часть парных знаков для выделения пунктуационного отрезка (например, не ставят запятую в конце деепричастного или причастного оборота, находящегося в середине предложения).
Смешение одиночных и парных знаков на письме и вызванные им пунктуационные ошибки
Явление смешения одиночных и парных знаков не просто ведет к ошибочной постановке знаков препинания, но и имеет более серьезные последствия. В частности, у пишущего, который не понимает место и функции разных знаков препинания, их роль в членении предложения, ослабляются связи между пунктуационной и структурно-смысловой организацией предложения. В результате знаки препинания утрачивают свою синтаксическую функцию. К примеру, часто встречающиеся в работах учащихся средней школы ошибки – выделение в качестве обособленного члена предложения второстепенных членов с обстоятельственным значением в начале предложения или разделение запятой подлежащего и сказуемого. Например: Из-за внезапной метели, дети вернулись в школу (неверное употребление одиночного знака, смешанного с парным знаком препинания). Стволы деревьев в дремучей чаще, поросли мхом.
Помимо ошибочной постановки знаков препинания, неразличение парных и одиночных знаков препинания приводит к народному усвоению принципов пунктуации, что в целом отражается на нормативности письменной речи. В дальнейшем респонденты отмечают, что им не всегда до конца ясно, чем нужно руководствоваться при постановке знака препинания, поэтому они опираются на некое интонационное «ощущение», при котором паузы в речи воспринимаются как сигналы постановки знаков препинания в письменном тексте.
Наиболее частые ошибки, вызванные неразличением парных и одиночных знаков:
- Пропуск парного знака препинания (парной запятой), маркирующей границы обособленного члена – полупредикативного оборота: Я быстро пошел по улице (,) огибающей парк (,) и свернул направо сразу же за поворотом. Орел, редко взмахивая крыльями (,) парил в воздухе.
- Пропуск парного знака (запятой) при выделении уточняющих и поясняющих конструкций: Вчера (,) в шестом часу вечера (,) мы уже были здесь. «Цветы Будды» (,) то есть лотосы (,) росли здесь повсюду.
- Гиперкоррекция, при которой пишущий ставит лишние знаки препинания, обособляя синтаксические отрезки, не требующие выделения: Он (,) с помощью палки (,) сумел отбиться от стаи бродячих собак. Ученик (,) из-за невнимательности и рассеянности (,) опять сделал много ошибок в вычислениях.
Приведенные примеры показывают, что необходимо осуществлять систематическую пунктуационную подготовку учащихся, формируя у них устойчивые представления о позиции и функции знаков препинания, а также семантике и синтаксическом статусе пунктуационных отрезков, подлежащих обособлению. Это позволит сформировать навыки различения одиночных и парных знаков по их функции и месту в предложении.