Формирование орфографических навыков в начальной школе
Одной из центральных проблем методики обучения орфографии является поиск эффективных методов и приёмов формирования орфографических умений и навыков у учеников. В период обучения в начальной школе формированию орфографической грамотности уделяется большое внимание, так как полученные на начальном этапе обучения представления о едином орфографическом режиме, видах орфограмм и их опознавательных признаках, складывающиеся предпосылки к становлению орфографической зоркости являются базой для последующего обучения правописанию.
Базовым понятием, которое усваивается в процессе обучения, является орфограмма. Существует несколько определений этого термина, в качестве рабочего примем следующее.
Орфограмма — это реализация нормативного варианта написания слова, который не является очевидным, но выбирается из ряда возможных с опорой на опознавательные признаки и условия, заданные правилом.
В основе процесса обучения правописанию лежит понятие орфографического действия, под которым понимается постановка и решение орфографической задачи (поиск и обнаружение орфограммы с последующим обоснованием).
Автоматизированное орфографическое действие превращается в орфографический навык — устойчивый алгоритм применения правила.
Работа по формированию орфографических навыков носит комплексный характер и задействуют различные психофизиологические и мыслительные процессы:
- Речеслуховые и речедвигательные образы и представления.
- Моторную и зрительную память.
- Операции анализа и синтеза языковых единиц (умение выделить морфемный и звуковой состав слова, дать его характеристику).
- Навыки сознательного контроля и самоконтроля процесса письма.
Выделяется несколько этапов формирования орфографических навыков:
- На начальном этапе происходит ориентация учеников в условиях орфографической нормы (правила). В этот период ученики сосредоточены на решении орфографической задачи, суть которой состоит в опознании и выделении изучаемой орфограммы.
- В период формирования умения применять правило на практике актуализируется процесс решения орфографической задачи (определения способа её решения, выработка алгоритма и его реализация с последующей проверкой).
- На этапе закрепления умения автоматизируются в навыки, промежуточные операции становятся менее расчленёнными и более быстрыми.
Формирование орфографических умений и их автоматизация достигается через систему словарно-орфографических упражнений, которые включают как традиционные репродуктивные задания (осложнённое и неосложнённое списывание, обучающий диктант, тесты), так и упражнения аналитико-синтетического характера (орфографический разбор, анализ орфографического правила, составление на его основе алгоритмов, схем, таблиц и проч.).
Оценка сформированности орфографических навыков у младших школьников
Основным показателем сформированности орфографических навыков у младших школьников служит качество их письменных работ (минимизация ошибок), умение пользоваться орфографическим словарём, способность самостоятельно найти и исправить имеющиеся в работе ошибки.
Существует система критериев, которые демонстрируют высокий уровень обученности. Они заключаются в следующих умениях:
- Выделять орфограмму и её опознавательные признаки.
- Определять позицию орфограммы в слове.
- Соотносить вид орфограммы с орфографическим правилом.
- Применять условия, заданные правилом, на практике.
- Осуществлять контроль написания.
- Находить и исправлять ошибки.
Оценка сформированности орфографических умений и навыков осуществляется в ходе текущего и итогового контроля.
Основными задачами текущего орфографического контроля являются:
- Выявление затруднений учеников в овладении правилом.
- Мониторинг процесса выполнения орфографических действий.
- Определение основных направлений орфографической работы на этапах повторения и обобщения.
Итоговый контроль призван продемонстрировать уровень сформированности орфографических навыков — высокий, средний или низкий — и помочь выстроить дальнейшую работу по сопутствующему повторению изученных правил и норм правописания.
Текущий орфографический контроль осуществляется на уроках закрепления и может проводиться в разных формах:
- Выборочный диктант — выписывание только тех слов, которые соответствуют заданным учителем условиям.
- Предупредительный диктант предполагает объяснений слов с орфограммами, в которых возможно ошибиться, до начала письма.
- Комментированный диктант — сопутствующее письму объяснение орфограмм.
- Графический диктант (выписываются не слова, а графические и небуквенные знаки, обозначающие условия написания).
- Осложнённое списывание.
- Исправление ошибочного написания и обоснование выбора верного.
- Тестовые работы (предполагают выбор правильного написания или верной буквы).
- Словарные диктанты.
- Решение орфографических ребусов, кроссвордов, загадок.
Основной формой итогового контроля является контрольный диктант или контрольная работа в форме теста.
Завершением любого контроля является работа над ошибками, которая осуществляется систематически. Для этого учитель ведёт наблюдения над характером и типом допущенных ошибок и разрабатывает систему упражнений по их коррекции и предупреждению.
Оценка сформированности орфографических навыков у младших школьников происходит в ходе всего процесса обучения орфографии и является важным условием становления орфографической грамотности.