Специфика языкового обучения лиц с проблемами зрения
В связи с современными процессами расширения коммуникативного взаимодействия расширяется круг индивидов, заинтересованных в изучении русского языка как иностранного. Ни расстояние, ни физические ограничения, которые есть у обучающихся, сейчас не являются препятствием для изучения РКИ. В целом следует отметить, что в мире наблюдается рост числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые осваивают различные образовательные области, и сфера изучения РКИ не является исключением. Тем более, современные технологии обучения делают сферу изучения иностранных языков все более доступной для тех, кто имеет серьезные нарушения здоровья, которые ранее препятствовали изучению чужого языка.
Среди обучающихся РКИ инофонов есть люди, относящиеся к категории незрячих, частично зрячих и слабовидящих. Это индивиды, имеющие серьезные нарушения зрения, которые полностью или частично мешают им использовать зрительный канал получения информации.
Следовательно, незрячих и слабовидящих инофонов можно определить как группу учащихся, которые имеют особые образовательные потребности в процессе усвоения русского языка как иностранного.
Чтобы определить специфику образовательных потребностей слепых и слабовидящих обучающихся, необходимо определить роль визуального канала восприятия информации в обучении иностранному языку. Зрение наряду со слухом является важнейшим каналом получения знаний. В процессе усвоения языка зрение имеют огромное значение и для усвоения правильного произношения, и для пополнения лексики, и для овладения письменной речью:
- На основе зрительно-слухового синтеза складывается представление о нормативной для данного языка артикуляции.
- Усвоения новых слов и выражений происходит не только на слух, но и в письменном виде: обучающийся узнает их графический облик, усваивает правила чтения, получая возможность воспринимать печатные тексты.
- Развиваются навыки письменной речи, требующей значительного контроля со стороны зрительного анализаторы.
Указанные факторы свидетельствуют о том, насколько важен зрительные канал восприятия информации в обучении РКИ. Слепые и слабовидящие обучающиеся лишены возможности его полноценного использования, однако у них развиваются компенсаторные системы, позволяющие активнее задействовать другие анализаторы: слуховой, тактильный, вербальный. Поэтому в преподавании РКИ слепым и слабовидящим следует опираться на сохранные функции и использовать их для дальнейшего продвижения в сфере развития языковых навыков.
Обучение русскому языку как иностранному незрячих, частично зрячих и слабовидящих
Ведущий канал восприятия при обучении РКИ у слепых и слабовидящих – аудиальный, предполагающий усвоение информации на слух. Следовательно, преподаватель задействует те стороны речевой деятельности, которые связаны с восприятием и порождением звучащей речи:
- Аудирование, то есть обучение активному слушанию звучащей речи, ее пониманию и анализу.
- Говорение, включающее как монологическую, так и диалогическую речь.
Что касается восприятия письменных тестов и их порождения, то здесь имеется своя специфика. Чтение в привычном понимании может быть заменено на «слуховое чтение», то есть восприятие читаемого текста в записи в формате аудиокниги. Другой вид чтения – с помощью системы Брайля – требует переориентации знаков шрифта на систему графем русского языка, что не всегда целесообразно и оправданно в курсе изучения РКИ.
У тех, кто имеет так называемое «остаточное зрение», можно сформировать и другие виды речевой деятельности: письмо и чтение.
Для того чтобы сделать процесс обучения РКИ более эффективным, необходимо опираться на следующие принципы преподавания:
- Создавать учебные группы по инклюзивному принципу, помогая незрячим и слабовидящим адаптироваться в учебное пространство, развивать навыки сотрудничества.
- Использовать специальные технические средства обучения, оптимизирующие процесс предъявления и усвоения материала.
- Использовать аудиоматериалы высокого качества.
- Сочетать различные способы подачи информации (в том числе и такие, как тактильное восприятие).
- Использовать индивидуальные консультации и иные формы тьюторского сопровождения таких обучающихся.
- Вводить элементы здоровьесберегающих технологий (зрительную гимнастику, физкультминутки, динамические паузы), снимающие мышечное напряжение.
- Использовать рефлексивно-оценочную деятельность на каждом занятии.
Работа по обучению РКИ людей с ограничениями по зрению должна носить комплексный характер и осуществляться в рамках организации всего учебного процесса в образовательной организации, а не только на занятиях по русскому языку.