Изложение в начальной школе: особенности и подготовка
Изложение представляет собой письменное воспроизведение услышанного текста близко к содержанию или сжато.
В начальных классах обучение этому виду работы начинается со второго класса и к концу обучения усложняется: ученики овладевают разными видами изложения (подробное / сжатое / выборочное), учатся изменять грамматические параметры исходного текста (вести рассказ с изменением лица или времени), а также редактировать его, исправлять речевые, орфографические и грамматические недочёты.
Изложения в начальной школе отличаются от аналогичного вида работы в среднем и старшем звене следующими особенностями:
- Небольшой объём, не превышающий пятидесяти-семидесяти слов.
- Обучающий характер. Для младших школьников изложение выступает как средство обучения работе с текстом. Дети учатся тематическому анализу, определению основной мысли, делению текста на смысловые части, составлению его плана.
- Опора на зрительное восприятие текста с последующим переходом к восприятию на слух.
- Оценивание одной отметкой с учётом прежде всего верного отражения содержания текста (правописные и грамматические ошибки указываются и исправляются, но отметка за грамотность не выставляется). Однако к четвертому классу вводится привычная система оценивания, состоящая из двух отметок.
- Отбор преимущественно повествовательных текстов, имеющих сюжетную основу, поскольку они лучше запоминаются.
Работа над изложением проводится в несколько этапов:
- Подготовительный этап включает словарную работу, проводимую за несколько уроков до написания изложения. Ученики знакомятся с новой лексикой, которая встретится в тексте, узнают её значение, учатся употреблять её в речи. Одновременно проводится и грамматическая работа: ученики конструируют предложения из предложенных слов, трансформируют данные учителем синтаксические конструкции.
- Собственно этап работы над текстом включает его чтение (совместное) с последующим обсуждением. По итогам обсуждения составляется план текста, выписываются опорные для каждой части слова и выражения.
- Орфографическая и пунктуационная работа над текстом включает анализ сложных случаев правописания, работу по предупреждению ошибок на изученные орфограммы (прописная буква в именах собственных, проверяемые безударные гласные). При наличии случаев правописания, выходящих за рамки правил, учитель выписывает их на доске, а ученики заносят данные слова в словарики.
- Этап создания черновика изложения и его редактирование предполагает первоначальное воспроизведение текста изложения с последующей корректировкой, исправлением недочётов.
- Переписывание на чистовик.
Обучение младших школьников способам запоминания текста при подготовке к изложению
Одним из типичных недостатков изложений младших школьников выступают ошибки, связанные с передачей содержания исходного текста:
- Это могут быть ошибки фактического характера, связанные с неверной передачей информации, содержащейся в тексте, искажением имён, названий, дат, деталей повествования.
- Другим распространённым недочётом являются логические ошибки, проявляющиеся в нарушении последовательности в передаче содержания, неверном отражении причинно-следственных связей или искажении композиции.
Избежать этих ошибок помогают эффективные приёмы по запоминанию содержания текста, предназначенного для изложения. При обучении детей этим приёмам необходимо помнить об особенностях памяти ребёнка в данном возрасте:
- Непроизвольный характер запоминания. Ученики младших классов лучше запоминают то, что произвело на них сильное эмоциональное впечатление либо удивило, заинтересовало.
- Пластичность процессов запоминания, проявляющаяся в быстром усвоении материала и таком же быстром его забывании.
- Объем долговременной памяти возрастает, однако сам процесс запоминания носит нецеленаправленный, хаотичный характер, не отличаются системностью и глубиной.
- Память младшего школьника опирается на чувственные образы и наглядный материал больше, нежели на словесный или логический ряд.
Учитывая эти особенности детской памяти, необходимо выстроить процесс запоминания текста с опорой на следующие мнемонические приёмы:
- Метод ассоциаций. Суть его заключается в том, что процесс запоминания материала опирается на наглядно-чувственный образ — картинку, рисунок, пиктограмму. Целесообразно подбирать к текстам изложений иллюстративный материал, отражающий их содержание. После прочтения текста можно предложить детям поработать с иллюстрациями и определить их последовательность в соответствии с композицией, соотнести содержание иллюстрацией с текстом изложения, выяснить роль изобразительных деталей и определить, какие слова и выражения помогают создать эти образы.
- Метод деления текста на логико-смысловые части. Также данный метод известен как составление плана текста. Анализируя смысловые части, ученики выделяют основную мысль каждой из них и кратко формулируют её в виде утверждения. Составив таким образом план текста, дети опираются на него при последующем воспроизведении содержания. Другой разновидностью данного способа запоминания является составление цитатного плана, когда в качестве заголовков для его пунктов служат выдержки из текста, отражающие основную мысль каждой микротемы.
- Приём запоминания по ключевым словам. Для этого необходимо совместно с детьми проанализировать текст, определить его ключевую тему, а также микротемы каждой части. Затем найти в тексте слова, отражающие суть каждой микротемы, и составить смысловой «кластер», объединяющий слова одной тематической группы.
- Приём трансформации: после прочтения текста изложения и беседы по его содержанию ученикам предлагается этот же текст в деформированном виде для исправления и корректировки. Работая над деформированным текстом, учащиеся восстанавливают композиционные, смысловые и логические связи между его частями.
- Одним из современных приёмов в рамках технологии решения исследовательских задач является составление ментальной карты текста. Ментальная карта — смысловой план текста, отражающий его ключевые смыслы и логические связи. Ментальная карта позволяет наглядно представить смысловое содержание текста, облегчая процесс запоминания, а также способствует установлению причинно-следственных связей между его частями.
Разнообразие мнемонических техник при работе над запоминанием содержания текста облегчает процесс его письменного воспроизведения и помогает избежать в изложениях фактологических и логических недочётов.