Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Обучение младших школьников диалогу

Диалог: понятие и особенности

Определение 1

Диалог - это одна из форм коммуникации, осуществляемая преимущественно в устной форме в ходе обмена репликами между участниками общения.

Признаки диалога обусловлены его вопросно-ответной природой и преимущественно устной формой бытования:

  1. Ситуативная обусловленность: содержание диалогического общения в значительной мере зависит от условий ситуации общения. Особенно это касается бытовых диалогов, которые настолько зависят от контекста, что могут быть непонятны вне ситуации их произнесения.
  2. Мотивированность интенцией: диалог зависит от коммуникативного замысла участников общения и тактики его реализации.
  3. Реактивность: содержание диалога определяется реакцией собеседников на реплики друг друга.
  4. Вариативность: структура диалога и его содержание постоянно подвергается корректировке в ходе общения.

Диалог является важным средством общения и развития коммуникативных навыков личности. Диалог в современном обществе выполняет и другие функции:

  1. Является инструментом ориентировки в информационном потоке.
  2. Способствует расширению знаний о мире, выполняя познавательную функцию.
  3. Развивает речь, обогащая её новым содержанием и совершенствуя в языковом отношении.
  4. Выступает фактором социализации и развития языковой личности.

Место диалога в начальном языковом образовании

Образовательный стандарт отводит развитию диалогических навыков речи младших школьников довольно большое место среди общих коммуникативных умений. И хотя диалог в начальной школе не изучается с точки зрения его синтаксической функции и пунктуационного оформления, тем не менее, ученики осваивают его особенности и структуру на уровне практического использования.

К началу школьного обучения дети уже владеют навыками бытового диалога, диалога-расспроса, удовлетворяющего их информационные потребности. В процессе обучения эти стихийные речевые навыки приобретают более организованный и осознанный характер.

«Обучение младших школьников диалогу» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Ученики знакомятся с ситуацией учебного диалога и его составляющими, а также осваивают правила ведения учебной дискуссии и этикетные нормы общения.

Завершая обучение в начальной школе, ученик должен овладеть следующими навыками диалогического общения:

Участвовать в учебной беседе с педагогом и одноклассниками, выстраивать его в соответствии с темой урока или тематикой изучаемых произведений детской литературы. Владеть навыками этикетного диалога, использовать в речи формулы вежливости в соответствии с традицией русского речевого этикета. Использовать диалог-расспрос для информационной ориентировки в ходе бытового и учебного общения.

На формирование данных умений большое влияние оказывает речевая среда, а также факторы развития диалогической речи:

  • Специально организованная система упражнений, направленных на стимулирование учебного диалога на уроке.
  • Использование интерактивных и диалоговых форм обучения.
  • Чтение и коллективное обсуждение прочитанного.
  • Эвристическая беседа.
  • Организация учебных дискуссий и ситуаций, провоцирующих диалоговое взаимодействие.

Обучение младших школьников диалогу

Обучение диалогу в младшей школе происходит не только на уроках русского языка, но и на других предметах. Диалог выступает не просто целью обучения, но является средством развития личности и консолидации классного коллектива. Посредством диалога формируются навыки учебной коммуникации, организуется решение учебных задач и групповая работа на уроках.

Формирование навыков диалогического общения осуществляется с помощью следующих методов и приемов:

  1. Интерактивное обучение, побуждающее ребенка активно участвовать в ходе урока, высказывать свое мнение, рассуждать, взаимодействовать с одноклассниками и педагогом. В качестве приемов могут быть использованы проблемный вопрос, обсуждение иллюстрации и видеофрагментов, работа над эпиграфом, объяснительный диктант, групповая работа.
  2. Метод проектов, позволяющий ученику возможность сочетать монологический ответ с диалогом, организованным после выступления.
  3. Организация учебных дискуссий является одним из эффективных приемов развития диалогической речи, однако применение его в начальной школе ограничено в силу возрастных особенностей детей.
  4. Различные учебные деловые игры, стимулирующие диалогическую речь (например, КВН, баттл, брейн-ринг, "мозговой штурм").
  5. Методы творческого чтения: выразительное и художественное чтение по ролям, инсценировки, составление воображаемых диалогов с автором или литературными героями, киносценариев по прочитанным произведениям, организация читательского клуба.

Систематическая работа по развитию навыков диалогического общения способствует формированию коммуникативных навыков, а также позволяет более эффективно выстраивать процесс обучения в начальной школе.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot