Диалог: понятие и особенности
Диалог - это одна из форм коммуникации, осуществляемая преимущественно в устной форме в ходе обмена репликами между участниками общения.
Признаки диалога обусловлены его вопросно-ответной природой и преимущественно устной формой бытования:
- Ситуативная обусловленность: содержание диалогического общения в значительной мере зависит от условий ситуации общения. Особенно это касается бытовых диалогов, которые настолько зависят от контекста, что могут быть непонятны вне ситуации их произнесения.
- Мотивированность интенцией: диалог зависит от коммуникативного замысла участников общения и тактики его реализации.
- Реактивность: содержание диалога определяется реакцией собеседников на реплики друг друга.
- Вариативность: структура диалога и его содержание постоянно подвергается корректировке в ходе общения.
Диалог является важным средством общения и развития коммуникативных навыков личности. Диалог в современном обществе выполняет и другие функции:
- Является инструментом ориентировки в информационном потоке.
- Способствует расширению знаний о мире, выполняя познавательную функцию.
- Развивает речь, обогащая её новым содержанием и совершенствуя в языковом отношении.
- Выступает фактором социализации и развития языковой личности.
Место диалога в начальном языковом образовании
Образовательный стандарт отводит развитию диалогических навыков речи младших школьников довольно большое место среди общих коммуникативных умений. И хотя диалог в начальной школе не изучается с точки зрения его синтаксической функции и пунктуационного оформления, тем не менее, ученики осваивают его особенности и структуру на уровне практического использования.
К началу школьного обучения дети уже владеют навыками бытового диалога, диалога-расспроса, удовлетворяющего их информационные потребности. В процессе обучения эти стихийные речевые навыки приобретают более организованный и осознанный характер.
Ученики знакомятся с ситуацией учебного диалога и его составляющими, а также осваивают правила ведения учебной дискуссии и этикетные нормы общения.
Завершая обучение в начальной школе, ученик должен овладеть следующими навыками диалогического общения:
Участвовать в учебной беседе с педагогом и одноклассниками, выстраивать его в соответствии с темой урока или тематикой изучаемых произведений детской литературы. Владеть навыками этикетного диалога, использовать в речи формулы вежливости в соответствии с традицией русского речевого этикета. Использовать диалог-расспрос для информационной ориентировки в ходе бытового и учебного общения.
На формирование данных умений большое влияние оказывает речевая среда, а также факторы развития диалогической речи:
- Специально организованная система упражнений, направленных на стимулирование учебного диалога на уроке.
- Использование интерактивных и диалоговых форм обучения.
- Чтение и коллективное обсуждение прочитанного.
- Эвристическая беседа.
- Организация учебных дискуссий и ситуаций, провоцирующих диалоговое взаимодействие.
Обучение младших школьников диалогу
Обучение диалогу в младшей школе происходит не только на уроках русского языка, но и на других предметах. Диалог выступает не просто целью обучения, но является средством развития личности и консолидации классного коллектива. Посредством диалога формируются навыки учебной коммуникации, организуется решение учебных задач и групповая работа на уроках.
Формирование навыков диалогического общения осуществляется с помощью следующих методов и приемов:
- Интерактивное обучение, побуждающее ребенка активно участвовать в ходе урока, высказывать свое мнение, рассуждать, взаимодействовать с одноклассниками и педагогом. В качестве приемов могут быть использованы проблемный вопрос, обсуждение иллюстрации и видеофрагментов, работа над эпиграфом, объяснительный диктант, групповая работа.
- Метод проектов, позволяющий ученику возможность сочетать монологический ответ с диалогом, организованным после выступления.
- Организация учебных дискуссий является одним из эффективных приемов развития диалогической речи, однако применение его в начальной школе ограничено в силу возрастных особенностей детей.
- Различные учебные деловые игры, стимулирующие диалогическую речь (например, КВН, баттл, брейн-ринг, "мозговой штурм").
- Методы творческого чтения: выразительное и художественное чтение по ролям, инсценировки, составление воображаемых диалогов с автором или литературными героями, киносценариев по прочитанным произведениям, организация читательского клуба.
Систематическая работа по развитию навыков диалогического общения способствует формированию коммуникативных навыков, а также позволяет более эффективно выстраивать процесс обучения в начальной школе.