Образование сравнительных форм от существительных в русском языке XXI века
К относительно новым образованиям в языке последних десятилетий моно отнести появление степеней сравнения не от имен прилагательных, а от существительных. Несмотря на широкое использование в речи, эти формы недостаточно изучены и рассматриваются в основном в ортологическом аспекте как отклонения от нормы.
В русской грамматики только качественные атрибутивы с семантикой выделенного свойства способны образовывать степени сравнения. Например: холодный — холоднее, умный — умнее, честный — честнее. При этом исследователи отмечают, что важен именно тот признак, который определяется свойством проявления в большем или меньшем количестве, то есть допускает сравнение, сопоставление между объектами, которые он характеризует. Так, температура сегодня может быть «холоднее», чем была вчера, при этом признак по отношению к материалу этим свойством не обладает. Нельзя, к примеру, образовать форму «стул деревяннее» или «чаша глинянее».
Так как имена существительные в отличие от атрибутивов выражают сразу множественное значение свойств (форма, размер, целевое назначение и проч.), то грамматическая система накладывает ограничения на образование от них форм компаратива. При этом в языке, несмотря на существующие ограничения, появляются формы типа «центрее» (от существительного «центр»), «жизнее» (от существительного «жизнь»), «более врач» (аналитическая форма), «чай сахарее», «погода ветрее» и проч.
Анализ некоторых наиболее частотных форм компаратива существительных
Среди указанных примеров наиболее частотными являются формы от существительного «центр». От него образуются как синтетические (центрее, поцентрее), так и аналитические формы (более центр, менее центр, более центре). Вероятно, это связано с тем, что лексема «центр» входит в состав многих устойчивых выражений (например, в речи употребляются выражения «центрее некуда», «держись центрее»).
При сравнении формы «центрее» с формой компаратива прилагательного «центральнее» выясняется, что между ними есть существенные различия, проявляющиеся в семантике. Так, прилагательное в сравнительной степени имеет семантику, связанную с локацией, а также сему главенствующего признака. Например: Гостиница расположена центральнее относительно главного корпуса университета. Эти проблемы сейчас центральнее, важнее для нас. У формы «центрее», очевидно, подобной семантики нет. Она употребляется для обозначения некой нейтральной позиции во взглядах, воззрениях, эмоциях и проч. Расхождения в семантике и разница в контекстах употребления обусловливает то, что в языке
формы специализируются и не совпадают. Это, в конечном итоге, приводит к образованию двух форм, одна из которых производная от прилагательного, другая — от существительного.
С другой стороны, демократизация языка последних десятилетий, развитие формы интернет-коммуникации, где продуктивен принцип «языковой игры», создания окказиональных образований для большей выразительности, экспрессивности речи — все это обусловливает жизнеспособность форм компаратива, образованных от существительных.
Если рассматривать образования данных форм в части случаев как проявление «языковой игры», точнее, окказионального словообразования, то можно отметить, что она имеет не только экспрессивную, но и языкотворческую функцию, способствуя появлению новых форм в языке. Судьба их в этом случае двояка: с одной стороны, они могут бесследно исчезнуть из языка как явления окказионального образования, не поддержанные речевой практикой (узусом); с другой — закрепиться в разговорной речи как экспрессивные номинации и использоваться в соответствующих контекстах.
Исследователи, занимающиеся проблемой речевого онтогенеза, отмечают, что подобные образования встречаются в речи детей, не достигших семилетнего возраста. При этом в данном случае мы не можем говорить о сознательном словотворчестве, поскольку ребенок образует эти формы спонтанно, в процессе стихийного усвоения родной речи и ее грамматической системы.
При этом можно отметить, что продуктивность таких образований в речи детей и взрослых обусловлена возможностями, заложенными в самой грамматической системе, а также в языковом сознании индивида. Очевидно, что лексема со значением признака независимо от ее частеречной принадлежности в сознании носителей русского языка обладает возможностью образования сравнительной степени. При этом указание на лексико-грамматический класс становится несущественным, отходит на второй план, а на первый план выдвигаются семантические характеристики.
Вопрос о причинах появления и будущем таких образований в системе русского языка остается открытым, при этом в ближайшие несколько лет нельзя ожидать, что такие образования, несмотря на их продуктивность, получат статус нормативных.