Морфолого-синтаксические нормы употребления прилагательных
Речевая норма диктует ряд требований по отношению к образованию форм прилагательных. В первую очередь это касается форм степеней сравнения.
В русском языке существует два класса форм, образующих степени сравнения, – аналитические и синтетические:
- Аналитические формы образуются путем прибавления к исходной форме прилагательных слов, указывающих на сравнение признаков (более / менее; самый; наименее). Иначе данные формы называют составными, поскольку они состоят из двух слов. Например: более удачливый, менее тяжёлый, самый плохой, наименее развитый.
- Синтетические формы образуются с помощью флексий – особых формообразующих элементов (суффиксов): тяжелее идти, слаще меда, красивейшие виды, дражайший друг. Поскольку при образовании данных форм количественный состав не изменяется, форму называют простой.
Правила грамматики предписывают при употреблении в речи данных форм не допускать их смешения. Ненормативными считаются те варианты, в которых происходит контаминация аналитической и синтетической форм образования: нельзя говорить "более выше" (правильно: более высокий), "более лучше" (правильно: более хороший, лучший).
Другой аспект в употреблении форм прилагательных связан с их сочетаемостью на уровне словосочетания:
- Необходимость согласования проявляется в том, что атрибутивные формы в русском языке зависят от слов, которые они определяют, морфологически. То есть определяемое слово обусловливает их форму (падеж, а также число и род – при наличии). Например: подошёл к большому кинотеатру – ехал со старым другом – надел теплую шапку – слышал об интересной премьере. Данное правило не распространяется на те атрибутивы, которые являются несклоняемыми. Обычно это заимствованные слова: сок фреш, юбка макси, бьюти салон.
- Употребление прилагательных в качестве части составных сказуемых также характеризуется особенностями. Например, в русском языке существует ограничения, касающиеся использования в качестве однородных сказуемых кратких и полных форм прилагательных. Например, ненормативны следующие предложения: Он был мрачен и унылый. На улице погода дождливая, сырая и неприветлива. Грамматические нормы предписывают либо употребление только кратких форм, либо использование только полных, без их смешения: Он был мрачен и уныл / Он был мрачный и унылый.
Лексические нормы использования прилагательных в речи
Лексические нормы использования прилагательных в речи касаются нескольких аспектов.
Первый связан с точностью словоупотребления, основанной на знании лексического значения слова. Нередко прилагательные (особенно заимствованные) используются в речи неверно из-за незнания их точного значения. Например, это касается таких слов, как "нелицеприятный" и "одиозный". Первое синонимично слову "беспристрастный" и не имеет негативного оттенка значения. Так, нелицеприятный отзыв – это объективный, беспристрастный, нелицемерный отзыв. Слово "одиозный", наоборот, имеет негативный оттенок значения: одиозный режиссер - вызывающий к себе отрицательное отношение, крайне неприятный. Это же правило относится к прилагательному "заглавный", которое имеет значение "относящийся к заглавию". Поэтому нормативны сочетания типа "заглавный герой" (то есть персонаж, именем которого названо произведение), но ошибочны "заглавная роль" или "заглавная партия", поскольку здесь уместно употреблять прилагательное "главная". Например: Заглавный герой романа "Обломов" принадлежит к типу "лишних людей". Но! Главную роль в новом спектакле "Обломов" сыграл никому не известный провинциальный актёр.
Ещё один аспект употребления прилагательных в речи связан с речевой избыточностью (или плеоназмом). К образованию плеонастических сочетаний существительного и прилагательного приводит неточное знание значения одного из слов. Таковы, например, сочетания "памятный сувенир", "первая премьера" и проч. Данные словосочетания содержат речевые ошибки, поскольку прилагательные в них по своему значению дублируют те семы, которые уже заложены в значении существительных.
К речевым ошибкам также ведёт неразличение прилагательных-паронимов: например, экономный – экономический, эффектный – эффективный. К примеру: Между нами установились дипломатичные отношения (правильно: дипломатические). Я выбрал наиболее практический подарок (верно: практичный). Гости были поражены эффективным выступлением (правильно: эффектным).
К лексико-стилистическим можно отнести те ошибки в употреблении прилагательных, которые обусловлены слабым владениям функциональной синонимами, отличающимися не только оттенками значений, но и стилистической окраской. Рассмотрим синонимический ряд «небольшой – маленький – крохотный». В научном тексте нецелесообразно использовать прилагательное «крохотный» (ср. в учебнике биологии: «крохотные органы»), в то время как в разговорной речи оно вполне приемлемо («Какая крохотная порция!»).
Знание норм употребления в речи прилагательных позволяет избежать грамматических и речевых недочётов и является показателем развитой речевой культуры.