Терминосистема современной методики преподавания русского языка
Методика преподавания русского языка, будучи частью дидактики, является научной областью познания, обладающей собственным терминологическим аппаратом, включающим понятия из сферы обучения и воспитания. Однако современная методика языкового образования характеризуется терминологическим обновлением, связанным с активным преобразованием предметного содержания. Педагоги-практики находятся в постоянном поиске наиболее эффективных приемов обучения, обращаясь к методам смежных наук (психологии, социологии, теоретического языкознания), что позволяет обогатить методический аппарат новыми понятиями, нуждающимися в упорядочивании и определении.
Внедрение новых методов и приемов обучения привело к некоторому понятийному релятивизму: методика языкового образования оперирует различными терминами без оценки эффективности используемых номинаций и их необходимости для отечественного образования. Общей тенденцией развития в этом направлении можно считать экспериментальное терминотворчество, в процессе которого происходит поиск и апробация новой терминологической базы.
С точки зрения лингвистики термин представляет собой языковую единицу лексического уровня, функционирующую в научном дискурсе для определения понятий.
Основными свойствами терминов выступают:
- Объективность и полнота содержания.
- Логичность и семантическая непротиворечивость.
- Однозначность, смысловая определенность
- Общепризнанный и одобряемый всем научным сообществом характер.
- Фиксация в специальной научной литературе.
- Способность служить инструментом познания и описания реальности.
В отличие от академического понимания термина современная терминология многих наук стала частью экспериментальной практики в области образования новых терминов. С одной стороны, это говорит о развитии предметного содержания дисциплин и научных направлений, нуждающихся в новых средствах выражения. С другой стороны, это свидетельствует о расшатывание терминологической базы, а также о некритическом отношении к обновлению терминологического аппарата.
Номинации педагогических приемов и техник в современной методике русского языка: лингвистический аспект
С точки зрения языковых особенностей терминология современной методики преподавания русского языка характеризуется следующим:
- Появление большого количества терминов-аббревиатур: УУД, ИКТ, РАФТ, ТРИЗ и проч. Тенденция к сокращению слов обусловлена появлением составных терминов, включающих несколько понятий. Этим же объясняется и появление сложносокращенных слов: изотекст, инфографика, педдизайн.
- Привлечение в терминологический аппарат большого числа заимствований: сторителлинг, геймификация, дашборд, майнд-карта, воркшоп, коворкинг, брейн-сторминг, эдьютейнмент.
- Активное использование метафорических номинаций для обозначения тех или иных приемов и техник обучения: прием «Капля», техника «Шляпа вопросов», прием «Дерево идей» и проч.
- Появление номинаций, содержащих имя автора приема: кубик Блума, модель Фраера, метод Боно, круги Эйлера.
- Номинации, заимствованные из других сфер деятельности: коучинг, дизайн, блог, коворкинг и проч.
Функции новой терминологии в лингвометодике заключаются в следующем:
- Утилитарная функция состоит в том, что для новых явлений в сфере педагогический практики нет специального языкового выражения, что побуждает к активному поиску новых номинаций.
- Описательная функция заключается в стремлении посредством номинации выразить сущность используемого понятия.
- Метаописательная функция с попыткой с помощью новых терминов отразить существенные изменения в современной педагогике, сформировав новый понятийный аппарат для репрезентации понятийного содержания.
- Коммуникативно-прагматическая функция состоит в формировании нового языка профессионального общения, недоступного для тех, кто не является членом профессионального сообщества.
- Творческая функция заключается в самовыражении и развитии речевой креативности.
Обзор основных типов терминологических номинаций, используемых в современной лингвометодике, свидетельствует о том, что основная тенденция развития терминологической базы состоит в поиске новых способов обозначения инновационного педагогического содержания.
Ориентация на западную дидактическую модель обусловливает большое количество иноязычных терминов и понятий, используемых для обозначения приемов и техник обучения. Попытка отказа от строгой терминологической определенности ведет к появлению метафорических обозначений, которые не могут полноценно использоваться как термины в силу семантической неопределенности. Выход из терминологического тупика видится в работе по упорядочиванию терминосистемы методики языкового образования и устранении терминологических несоответствий. На практике это не предполагает отказ от различных ассоциативных номинаций. Однако в специальной литературе они должны использоваться с осторожностью, поскольку в научном дискурсе уместна только оправданная условиями коммуникации метафоричность.