Анализ поэтического текста в школе как методический прием и его особенности
Анализ поэтического текста в школе представляет собой один из видов работ, направленных на формирование лингвистических и литературоведческих компетенций учащихся. Будучи комплексным видом работы с текстом, анализ помогает изучить формальные аспекты стихотворения, а такое его содержательную сторону в единстве с языковым выражением. В ходе языкового анализа стихотворения формируются также и специфические лингвистические навыки, касающиеся нахождения и определения функции различных языковых средств в составе поэтического текста.
Языковой анализ поэтического текста представляет собой прием его интерпретации путем изучения особенностей языковой реализации лирических образов.
Цели языкового анализа поэтического текста заключаются в следующем:
- Постижение смысла произведения через понимание особенностей его лексико-семантической организации.
- Изучение особенностей стиля поэта и его связей со стилем поэтического течения или направления, к которому он принадлежит.
- Выявление специфики используемых автором средств выразительности - фонетических, словообразовательных, лексических, синтаксических.
В процессе работы над языковым анализом в школе используются традиционные приемы: анализ звуковой организации стиха, лексико-семантический и семантико-стилистический анализ, анализ изобразительно-выразительных средств языка. Однако традиционные подходы к поэтическому тексту нуждаются в обновлении, что способствует развитию мотивации к изучению лирики, повышает вовлеченность учащихся в работу на уроке, формирует познавательные интересы и активность в ходе учебной деятельности.
Нетрадиционные приемы языкового анализа поэтического текста
Нестандартные приемы языкового анализа поэтического текста заключаются в использовании новых технологий и методов работы с текстом на уроке.
Применение нестандартных приемов анализа поэтического текста на уроке способствует развитию следующих навыков работы с произведением и его формой:
- Способствует выработке навыков наблюдения за лексическим составом текста.
- Помогает сформировать представление о связи языковой организации текста с его пониманием и интерпретацией.
- Развивает навыки использования словарей, ресурсов Интернета для работы с лексикой и семантикой текста.
- Формирует навыки командной работы и развивает коммуникативные навыки, способствующие обсуждению поэтического текста на уроке и выражению различных точек зрения на его смысл.
К нестандартным приемам работы с текстом стихотворения можно отнести:
- Составление кластера образов и лексических средств их выражения с последующим установлением между ними смысловых связей.
- Техника «Фишбоун», которая заключается в выделении в тексте определенных категорий (например, тропов, фигур речи) с иллюстрацией их примерами.
- Прием «Обратный вопрос»: учащиеся получают готовую таблицу или последовательность ответов, к которым сами должны составить вопросы или задания по работе с текстом стихотворения.
- Прием «Передай по кругу»: каждый учащийся выделяет в стихотворении какую-то особенность языка или стиля, какой-то прием и озвучивает его соседу, а тот, в свою очередь, называет выделенную им языковую особенность.
- Прием «Поэтические лото»: учитель составляет таблицу с примерами из художественных текстов, задача ученика - подобрать к каждому примеру соответствующее ему название средства художественной изобразительности.
- Прием «Составление кроссворда»: учащимся предлагается составить кроссворд по лексике или изобразительным приемам стихотворения.
- Прием «Поэтическая дуэль»: учащийся называет строчку, в которой есть заданное по условию изобразительное средство, а его оппонент называет другую строку, в которой тоже есть аналогичный пример употребления тропа или фигуры речи.
- Прием «Письмо поэта», который заключается в том, что ученик должен написать письмо воображаемому адресату, используя тезаурус стихотворения или группы стихотворений поэта, от имени самого автора.
- Прием «Литературный критик»: ученик пишет отзыв или рецензию на стихотворение, как будто он является профессиональным литературным критиком, а поэт - начинающим писателем.
- Прием «Раскраска»: ученику предлагается раскрасить слова в стихотворении разными цветами в зависимости от их семантической роли или образной функции, а затем оценить «цвет» стихотворения и объяснить, какие средства в нем преобладают и почему.
- Прием «Говорящая строка»: ученик представляет краткий рассказ о стихотворении и его особенностях как сюжет радиопрограммы или телерепортажа.
- Прием «Мир одного стиха»: на уроке учащиеся создают ментальную карту по содержанию и языковому оформлению одного стихотворения, описывая все аспекты художественной формы – от звукового оформления до используемых лексико-синтаксических средств.
- Прием «Анализ пародийного текста»: учащиеся знакомятся с пародией на изучаемое стихотворение и сопоставляют ее с оригиналом.
Таким образом, использование нестандартных приемов при анализе поэтического текста способствует развитию интереса к изучению лирики и формирует умения применять полученные в школе языковые знания в работе с текстом художественного произведения.