Функции нестандартных заданий при подготовке к экзамену по русскому языку
Государственная итоговая аттестация по русскому языку является важным этапом проверки уровня обученности по предмету, сформированности основных речевых умений и навыков. Подготовка к экзамену носит системный характер и реализуется в системе языкового образования последовательно, при освоении тем и разделов курса русского языка. При этом важной частью подготовки является использование разных форм и методов обучения, которые повышают уровень учебной мотивации и способствуют активизации познавательной деятельности учеников.
Особое место в системе работы по подготовке к экзамену занимает введение в учебный процесс нестандартных заданий, которые отличаются от традиционного тестового формата и помогают поддерживать устойчивый интерес к содержанию занятия, избегать монотонности и однообразия, способствовать повышению грамотности, а также сохранению работоспособности и высокого темпа работы на протяжении всего занятия.
Нестандартные формы работы при подготовке к аттестации по русскому языку
Среди системы нестандартных заданий, которые используются при подготовке к итоговой аттестации, выделяются следующие виды:
- Языковые квесты, которые представляют собой обучающие и тренировочные игры языкового характера, направленные на формирование и закрепление определенных навыков. Форму квеста можно использовать для работы с любым разделом спецификации, в том числе и совмещать несколько тем или разделов, организуя комплексное повторение. Квест строится как игровое занятие с прохождением «станций»: орфоэпической, грамматической, лексической, синтаксической и проч. На каждой «станции» ученикам предлагаются задания, аналогичные тем, которые они встречают в экзаменационной работе.
- Викторины, которые можно проводить по материалам экзаменационных работ. Задания для викторины подбираются либо на одну тему, либо комплексного характера, что позволяет отрабатывать монографические темы и тренировать навыки выполнения разных типов заданий.
- Игра «Эксперт»: ученикам даются варианты выполнения экзаменационный работы (желательно на копиях бланков), правильность выполнения которых необходимо проверить.
- Орфографический брейн-ринг - соревновательная форма, направленная на отработку орфографических навыков. Материал для заданий подбирается с учетом содержания экзаменационной работы.
- Пунктуационная дуэль – форма групповой соревновательной работы, целью которой является отработка постановки знаков препинания.
- «Языковое ассорти» - игровая форма, предлагающая различные задания тестовой формы, которые выполняются одновременно несколькими учениками у доски / в группах на скорость.
- Задания, направленные на самостоятельное составление тестовых заданий по образцу экзаменационных. Составленные варианты заданий можно использовать для работы в парах или взаимопроверки.
- Конструирование индивидуальных онлайн-тестов с помощью образовательных сервисов и интерактивных платформ Интернета.
- «Парад ошибок» - презентация типичных ошибок, допущенных в экзаменационной работе, с их комментарием и исправлением.
- «Экзаменационное портфолио» - составление учениками собственных подборок наиболее сложных заданий, которые встретились в процессе подготовки к экзамену.
- Лото изобразительно-выразительных средств: учитель предлагает ученикам отрывки из текстов, содержащие различные средства языковой выразительности, задача учеников - «закрыть» ячейки лото «фишками» с названиями соответствующих тропов и фигур.
- Игра «Верю - не верю»: ученикам предлагаются ответы к заданиям, которые они должны оценить с точки зрения правильности.
- Игра «Речевой конструктор»: ученикам предлагаются модули (в виде схемы, таблицы), которые необходимо заполнить необходимыми сведениями из текста (проблема, аргументы, авторская позиция, отношение к ней).
- Игра «Рецензент»: оценка группами готового сочинения по тексту с присвоением системы баллов в соответствии с Критериями оценки.
- Игра «Аукцион»: ученикам заранее раздаются жетоны, что делать «ставки» на правильное выполнение заданий. В случае «выигрыша» (задание выполнено правильно), ставка увеличивается, в случае «проигрыша» (ошибки) – аннулируется.
- Терминологический диктант позволяет проверить знание информации теоретического характера, необходимой для выполнения экзаменационной работы. Диктант может выстраиваться следующим образом: учитель диктует слово - ученик записывает орфограмму, которая в нем содержится; диктуется предложение с грамматической ошибкой – ученик записывает ее тип.
- Творческие задания: подготовка стенгазеты, стенда по содержанию экзаменационных материалов, типичным ошибкам, интересным вариантам заданий; организация и проведение языковых семинаров или коллоквиумов по трудным разделам спецификации; ведение школьных блогов, социальных сетей, посвященных подготовке к экзамену, выполнению экзаменационных работ; создание в школе «Консультационного центра по подготовке к экзамену», где желающие могут задать интересующие их вопросы, получить помощь при выполнении сложных заданий, воспользоваться теоретической информацией.
Таким образом, нестандартные формы работы при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку повышают уровень психологической готовности к экзамену, способствуют сознательному отношению к усвоению теории и отработке практических навыков и помогают поддерживать высокий уровень учебной мотивации.