Исследование блога в лингвистике
Частью современной коммуникации стало общение в Интернете. Причем в пространстве Сети развиваются не только диалогические формы межличностного общения, например, переписка в социальных сетях или на форумах, но и монологические формы коммуникации, которые связаны с развитием блогинга как специфического направления в виртуальной непрофессиональной журналистики.
Блог как лингвистический феномен начал исследовать относительно недавно, однако языковедам удалось выявить присущие ему коммуникативно-речевые особенности и жанровую специфику. Поскольку сфера блогинга достаточно обширна и включает различные по тематике и стилю информационно-развлекательные материалы, остро стоит вопрос о типологии блогосферы для дальнейшего изучения специфики блога.
С точки зрения языка блог представляет собой, с одной стороны, одни из способов монологической публичной коммуникации, с другой – совокупность текстов поликодовой природы (креолизованных текстов), объединенных общностью тематики, личностью ведущего (блогера) и присущей ему индивидуальной речевой манеры, отражающейся на содержании и стиле сообщений.
Блог как система креолизованных текстовых сообщений характеризуется следующими свойствами:
- Гипертекстуальностью, проявляющейся в единстве и связи всех компонентов коммуникативного пространства с помощью системы внутренних и внешних ссылок.
- Интерактивностью, которая проявляется в способности блога быть площадкой для активной коммуникации между автором и аудиторией (подписчиками), а также между самими подписчиками.
- Поликодовостью, проявляющейся в том, что автор блога использует различные каналы передачи информационных сообщений: вербальные, визуальные, слуховые и проч.
- Смешанной жанровой природой, которая связана с использованием различных жанров в составе блога. Это могут быть заметки, «репортаж», беседа блогера с аудиторией, интервью с подписчиками, виртуальная экскурсия, дегустация блюд, рецензия (отзыв), рекомендация и проч.
Поскольку блоги из частных дневниковых практик стали частью публичной интернет-сферы, претендующей на статус новой информационной среды для общества, их тематика также стала расширяться. В последнее время особую популярность в Интернете приобрели научно-популярные блоги.
Научно-популярный блог как лингвистический феномен
Научно-популярный блог – это разновидность блога, посвященного научной тематике, которая раскрывается для широкой аудитории в максимально доступном и понятном виде.
Как правило, автор и инициатор такого блога – энтузиаст науки, ученый либо просветитель, который занимается распространением научных знаний (реже – научный журналист).
Цель научно-популярного блога – информирование аудитории подписчиков о наиболее актуальных событиях и трендах в развитии науки или какого-либо научного направления.
Будучи сферой для образованной аудитории пользователей, научно-популярный блог претендует на элитарность и противопоставляется развлекательным блогам по характеру контента и речевому оформлению.
Содержательную основу научно-популярного блога составляют сведения, касающиеся науки или отельных ее отраслей. В научно-популярном блоге эти сведения могут быть представлены с помощью различных жанровых форм:
- Жанровая форма обзора на научные публикации (монографию), в которой ведущий знакомит слушателей с кратким содержанием публикаций, анализирует их научный аппарат, степень разработки в них тех или иных научных проблем и оценивает полезность публикаций для развития науки и практики.
- Жанровая форма лекции представляет собой небольшое по объему информационное сообщение, касающееся актуального вопроса в развитии науки или техники. В отличие от академической лекции, ведущий блога не стремиться дать в своем выступлении глубокий и всесторонний анализ рассматриваемых явлений. Его занимают наиболее интересные стороны, которые востребованы аудиторией.
- Жанровая форма интервью с экспертом: автор блога приглашает на канал эксперта в какой-либо области и беседует с ним, выявляя его отношение к актуальным научным проблемам, нравственную и жизненную позицию и проч.
- Жанровая форма путешествия (экскурсии) используется редко и предполагает посещение научного объекта (лаборатории, университета, научного центра) с целью познакомить подписчиков с исследованиями, которые там проводятся.
Для научно-популярного блога характерны коммуникативно-речевые особенности, присущие научно-популярному подстилю:
- Сочетание объективности и научности изложения с доступностью и простотой, поскольку содержание блога ориентировано на широкую аудиторию не специалистов.
- Минимальное использование специальной терминологии и подробное объяснение каждого термина.
- Широкое использование наглядности (иллюстраций, видеосюжетов, графиков, диаграмм) для раскрытия темы.
- Последовательность и логичность изложения.
- Аргументированность и доказательность, достигаемая за счет обращения к примерам из научных публикаций, цитатам, результатам экспериментов, статистическим данным.
- Использование синтаксиса, характерного для подготовленной устной речи.
- Приемы диалогического взаимодействия с аудиторией (обращение к слушателям, вопросы, реплики в сторону, шутки и проч.).
Присущие научно-популярному блогу особенности привлекают к нему молодежь, а также всех, кто интересуется наукой. В последнее время блог становится альтернативой научно-популярным книгам и научной журналистике, так как выступает более динамичной формой трансляции научных сведений.