Принципы орфографии и их свойства
Орфография традиционно является одним из базовых разделов школьного курса языкознания. Знание правил письма и умение употреблять их в собственной письменной речи проверяется в системе заданий государственной итоговой аттестации по русскому языку. При этом педагоги и методисты с тревогой замечают падение уровня грамотности школьников, которое вызвано разными причинами. Даже точное знание языковой нормы в сфере письменной речи иногда не гарантирует грамотного письма, поэтому пристальное внимание в лингвометодике уделяется вопросам, связанным с методическими аспектами формирования орфографической грамотности.
Норма в области орфографии, с одной стороны, сходна с другими языковыми нормами в аспекте объективности, изменчивости, устойчивости и регулярной воспроизводимости, но, с другой стороны, она отличается от других языковых норм большей конвенциональностью, условностью. В связи с этим большую роль в формировании орфографических навыков играет усвоение тех принципов, которые лежит в основе правильного написания и диктуются особенностями языковой системы.
Под принципами орфографии понимают закономерности функционирования разных уровней языковой системы в их связи с написанием слов.
Принципы орфографии исходят из объективных свойств языковой системы и определяют базовые требования к правописанию. Например, для русского языка важным аспектом является соблюдение морфемного принципа письма, который предполагает одинаковое отображение морфем в разных фонетических позициях. В то же время высока значимость традиционного принципа написания, который объясняет написание тех или иных слов влиянием исторических обстоятельств, в которых складывалась узуальная норма письма.
Основными принципами орфографии, которые освещаются в школьном курсе языкознания, выступают:
- Фонетический, основанный на отражении на письме особенностей произношения слов и их частей.
- Морфемный (фонематический), предполагающий единство в написании значимых частей лексем.
- Традиционный, связанный с влиянием исторической «памяти» письма.
В то же время существует ряд примеров, которые не подходят под действие того или иного принципа. Например, учителю при объяснении условий выбора слитного написания союза «тоже» и раздельного написания местоимения и частицы «то же» не может опираться на традиционный или фонематический принцип, так условия выбора написания здесь зависят от нескольких факторов: частеречной принадлежности, синтаксической роли, изменяемости слов. К таким же случаям можно отнести, например, написание слов с корнями мак- / мок- или равн- / ровн-, выбор которых зависит от семантики корня.
Морфолого-синтаксический и семантический критерии как новые принципы русской орфографии
Существование случаев, которые не могут быть объяснены исходя из имеющих принципов орфографии, обусловливает необходимость дополнения традиционной системы дополнительными принципами, которые отражают все многообразие орфографических норм:
- Морфолого-синтаксический принцип – закономерности, определяющие нормы написания в отношении формообразования и словоизменения, а также случаи слитного, раздельного или дефисного написания лексем в речевом потоке в зависимости от их синтаксической роли.
- Семантический принцип – нормы написания, которые связаны с учетом значения лексем, влияющего на выбор того или иного написания.
Рассмотрим эти два принципа орфографии более подробно. В зону действия морфолого-синтаксического принципа попадают следующее явления:
- Написания окончаний, в том числе и личных окончаний глаголов, а также суффиксов причастий, обусловленных спряжением, некоторых формообразующих суффиксов, которые определяются морфологической принадлежностью слова.
- Правописание слов, которые относят к явлениям переходности в морфологии. Например, написания предлога «несмотря на…» и сочетания частицы с деепричастием «не смотря на…» (Несмотря на дождь, я не промок. Не смотря под ноги, он споткнулся о камень).
- Написания некоторых союзов, предлогов, наречий и сочетаний местоимений и наречий с частицами, обусловленные синтаксической ролью: Мы играли в домино, отец с матерью тоже присоединились к нам (тоже – союз, не является членов предложения, имеет семантику присоединения в сложносочиненном предложении). Мы играли в домино, они делали то же (то же – сочетание местоимения и частицы, в предложении местоимение выполняет функцию дополнения, частица служит для усиления значения). В течение недели ситуация стабилизировалась (в течение – предлог, вместе с субстантивом входит в состав обстоятельства времени). В течении реки образовался крутой поворот (в течении – сочетание предлога и существительного, употребляется в функции обстоятельства места или же дополнения).
Семантический принцип касается следующих случаев:
- Регулирование написаний, определяющихся значением слов: компания – кампания, обмакнуть – промокашка.
- Написание частиц «не» и «ни», связанное с их семантикой, в частности, употребление «ни» при усилении отрицания: Он не съел ни крошки.
Таким образом, наряду с тремя принципами орфографии можно говорить о существовании еще двух – морфолого-синтаксического и семантического, которые охватывают случаи написания, не попадающие под действие остальных принципов письма.