Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Морфемы как единицы языка и речи в практике школьного изучения

Морфемы как единицы языка и речи

Определение 1

Морфемы представляют собой основные единицы одного из структурных уровней языка - морфемного, который выделяется на основании двух принципов - структурного и функционального.

Собственно морфема представляет собой минимальную структурно-функциональную единицу, отличающуюся значащим характером.

Роль морфемы в системы языка определяется следующим:

  1. Выступает как строительный материал для единиц более высокого уровня - лексем.
  2. Служит для различения форм слов и обеспечивает словоизменение.
  3. Регулярно образует определенные грамматические формы (участие в формообразовании).
  4. Служит средством деривации - производства новых слов.
  5. Выполняет стилистическую функцию, являясь средством эмоционально-экспрессивной окраски.

Необходимо отличать морфему и морф как единицы языка и речи. Морфема в значительной мере является итогом лингвистической абстракции, с помощью которой выстраивается система значимых противопоставлений структурных частей слов.

Определение 2

Морф конкретен и представляет собой реализацию определенной морфемы в той или иной позиции, включая её фонетические изменения, исторические чередования и проч.

Например, корневая морфема -свет- представлена морфами -свет-/-свещ-/-свеч- (светлый, освещение, свечка).

Морфемы в составе языка неоднородны и распределяются в зависимости от своей роли в слове, а также выполняемой функции:

  1. Выделяются корневые и аффиксальные части слов: первые несут основное лексическое значение, вторые - словообразовательное. Позиция относительно корневой морфемы определяет статус аффиксальных: приставки, суффиксы, постфиксы, флексии.
  2. Выполняя различную роль в образовании новых слов или в процессах изменения их форм, морфемы подразделяются на деривационные (словообразовательные), формообразующие (грамматические) и словоизменительным. Примером первой могут служить приставки пре-/при-, второй - аффиксы -айш-/-ейш- в превосходной степени, третьей - система падежных окончаний.
«Морфемы как единицы языка и речи в практике школьного изучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Морфемы в практике школьного изучения

Морфема - языковая единица, которая изучается в школьном курсе языкознания. Необходимость изучения морфем обусловлена теми связями, которые имеет морфемика с другими разделами языкознания:

Правильное морфемное членение является базой для формирования орфографических навыков, поскольку опознание орфограммы в значительной степени зависит от умений определить её позицию в слове.

Связь с фонетикой проявляется в том, что морфема отражает исторические и позиционные фонетические процессы, помогая увидеть позиции чередования или изменения фонетического облика частей слов при производстве новых лексических единиц: например, изменения в глагольной основе при спряжении (светить - свечу), изменения основ при образовании форм существительных (человек - люди).

Роль в словообразовании определяется тем, что морфема выступает основной единицей процессов деривации.

В лексике сведения из морфемики помогают вычленять экспрессивный компонент значения, передаваемый определенными морфами (рука - рученька, нос - носище). Корневые морфы, являясь базовым носителем лексического значения, составляют ядро словарной системы языка, а с помощью единиц словообразования происходит постоянное пополнение лексики.

На грамматическом уровне словоизменительные морфы обеспечивают выражение определенной системы морфологических значений и участвуют в связи слов в предложении.

Основные трудности, связанные с изучением морфем и морфемики, заключаются в следующем:

  • Многообразие морфов, ведущее к их смешению и неверному выделению.
  • Сложности в определении словообразовательного или грамматического значения морфов, особенно тех, которые встречаются редко.
  • Наличие омонимичных морфов с разным значением (например, суффикс -ин- в составе слов "мамин", "телятина", "тишина" и др.).
  • Фонетические изменения морфов, а также наличие интерфиксов - элементов, не являющихся морфами, но обеспечивающих их "сцепление" в слове: кофе-й-ник, боле-ль-щик, лес-о-полоса.

Система работы в области морфемики строится следующим образом:

  • Знакомство с классификацией морфов и их роль в слове.
  • Уяснение различий между процессами деривации и словоизменения и их показателями.
  • Обучение морфемному членению слов с опорой на структурные, функциональные и семантические признаки.
  • Развитие умений пользоваться морфемным и словообразовательным словарем.
  • Знакомство с основными способами образования слов.
  • Обучение словообразовательному анализу.
  • Изучение позиционных чередований морфем, их вариантов.
  • Формирование комплексных умений морфемного и словообразовательного разбора.

Сопутствующими темами при изучении морфемики являются разделы орфографии, связанные с правописанием частей слов - приставок, суффиксов. Так, изучая раздел "Морфемика", дети знакомятся с правилами правописания неизменяемых приставок, на з-/с-, пре-/при-, усваивают написание суффиксов -ек-/-ик, -чик-/-щик- и др.

Ученики также наблюдают за стилистической функцией морфем, их функциональной закрепленностью, учатся правильно использовать в речи выразительные возможности морфемики.

Изучение морфем в школе имеет комплексный характер и связано со всеми разделами программы.

Дата последнего обновления статьи: 10.12.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot