Морфемы как единицы языка и речи
Морфемы представляют собой основные единицы одного из структурных уровней языка - морфемного, который выделяется на основании двух принципов - структурного и функционального.
Собственно морфема представляет собой минимальную структурно-функциональную единицу, отличающуюся значащим характером.
Роль морфемы в системы языка определяется следующим:
- Выступает как строительный материал для единиц более высокого уровня - лексем.
- Служит для различения форм слов и обеспечивает словоизменение.
- Регулярно образует определенные грамматические формы (участие в формообразовании).
- Служит средством деривации - производства новых слов.
- Выполняет стилистическую функцию, являясь средством эмоционально-экспрессивной окраски.
Необходимо отличать морфему и морф как единицы языка и речи. Морфема в значительной мере является итогом лингвистической абстракции, с помощью которой выстраивается система значимых противопоставлений структурных частей слов.
Морф конкретен и представляет собой реализацию определенной морфемы в той или иной позиции, включая её фонетические изменения, исторические чередования и проч.
Например, корневая морфема -свет- представлена морфами -свет-/-свещ-/-свеч- (светлый, освещение, свечка).
Морфемы в составе языка неоднородны и распределяются в зависимости от своей роли в слове, а также выполняемой функции:
- Выделяются корневые и аффиксальные части слов: первые несут основное лексическое значение, вторые - словообразовательное. Позиция относительно корневой морфемы определяет статус аффиксальных: приставки, суффиксы, постфиксы, флексии.
- Выполняя различную роль в образовании новых слов или в процессах изменения их форм, морфемы подразделяются на деривационные (словообразовательные), формообразующие (грамматические) и словоизменительным. Примером первой могут служить приставки пре-/при-, второй - аффиксы -айш-/-ейш- в превосходной степени, третьей - система падежных окончаний.
Морфемы в практике школьного изучения
Морфема - языковая единица, которая изучается в школьном курсе языкознания. Необходимость изучения морфем обусловлена теми связями, которые имеет морфемика с другими разделами языкознания:
Правильное морфемное членение является базой для формирования орфографических навыков, поскольку опознание орфограммы в значительной степени зависит от умений определить её позицию в слове.
Связь с фонетикой проявляется в том, что морфема отражает исторические и позиционные фонетические процессы, помогая увидеть позиции чередования или изменения фонетического облика частей слов при производстве новых лексических единиц: например, изменения в глагольной основе при спряжении (светить - свечу), изменения основ при образовании форм существительных (человек - люди).
Роль в словообразовании определяется тем, что морфема выступает основной единицей процессов деривации.
В лексике сведения из морфемики помогают вычленять экспрессивный компонент значения, передаваемый определенными морфами (рука - рученька, нос - носище). Корневые морфы, являясь базовым носителем лексического значения, составляют ядро словарной системы языка, а с помощью единиц словообразования происходит постоянное пополнение лексики.
На грамматическом уровне словоизменительные морфы обеспечивают выражение определенной системы морфологических значений и участвуют в связи слов в предложении.
Основные трудности, связанные с изучением морфем и морфемики, заключаются в следующем:
- Многообразие морфов, ведущее к их смешению и неверному выделению.
- Сложности в определении словообразовательного или грамматического значения морфов, особенно тех, которые встречаются редко.
- Наличие омонимичных морфов с разным значением (например, суффикс -ин- в составе слов "мамин", "телятина", "тишина" и др.).
- Фонетические изменения морфов, а также наличие интерфиксов - элементов, не являющихся морфами, но обеспечивающих их "сцепление" в слове: кофе-й-ник, боле-ль-щик, лес-о-полоса.
Система работы в области морфемики строится следующим образом:
- Знакомство с классификацией морфов и их роль в слове.
- Уяснение различий между процессами деривации и словоизменения и их показателями.
- Обучение морфемному членению слов с опорой на структурные, функциональные и семантические признаки.
- Развитие умений пользоваться морфемным и словообразовательным словарем.
- Знакомство с основными способами образования слов.
- Обучение словообразовательному анализу.
- Изучение позиционных чередований морфем, их вариантов.
- Формирование комплексных умений морфемного и словообразовательного разбора.
Сопутствующими темами при изучении морфемики являются разделы орфографии, связанные с правописанием частей слов - приставок, суффиксов. Так, изучая раздел "Морфемика", дети знакомятся с правилами правописания неизменяемых приставок, на з-/с-, пре-/при-, усваивают написание суффиксов -ек-/-ик, -чик-/-щик- и др.
Ученики также наблюдают за стилистической функцией морфем, их функциональной закрепленностью, учатся правильно использовать в речи выразительные возможности морфемики.
Изучение морфем в школе имеет комплексный характер и связано со всеми разделами программы.