Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Модель Фраера в обучении русскому языку

Образовательные модели и модель Фраера как техники обучения

В основе современных принципов обучения русскому языку лежит развитие активности учащихся, стимулирование их собственной познавательной деятельности через использование различных приемов и техник, направленных на создание ситуаций учебного диалога и поиска.

Ключевые компетенции, формируемые в рамках активного деятельностного принципа обучения русскому языку, связаны с развитием следующих умений и навыков:

  1. Коммуникативные навыки, помогающие эффективно взаимодействовать в социуме для решения практических задач.
  2. Креативные навыки, связанные с поиском нестандартных приемов действия в определенных ситуациях.
  3. Навыки критического мышления, позволяющие всесторонне оценивать найденное решение с позиции его эффективности.
  4. Функциональные навыки, лежащие в основе понятия функциональная грамотность и включающие осведомленность индивида о разных способах практического использования теоретических заданий.

Для развития данных компетенций применяются образовательные модели, которые направлены на активизацию познавательной деятельности через развитие умений анализировать, сопоставлять, вычленять главное и проч.

Определение 1

Образовательное модель – это многозначное понятие, которое используется для обозначения педагогических стратегий, лежащих в основе того или иного приема или техники.

Основные признаки образовательной модели заключаются в следующем: 1. Целостность и единство формируемых ею научно-учебных компетенций. 2. Наличие эффективных инструментов организации познавательной деятельности обучающихся. 3. Внутренняя структура, отвечающая логике познания понятия (явления). 4. Прогнозируемые результаты использования в образовательной среде.

Образовательную модель Фраера относят к объяснительному типу моделей, поскольку структура ее направлена на объяснение (раскрытие) сущности изучаемого понятия или явления.

«Модель Фраера в обучении русскому языку» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Специфика модели Фраера заключается в разностороннем рассмотрении изучаемого лингвистического феномена в аспекте вычленения его сущностных и необязательных характеристики, примеров использования в речи, иных особенностей, важных для данного языкового феномена.

Модель Фраера в обучении русскому языку

Определение 2

Структурно модель Фраера представляет собой графическую схему, в центре которой находится круг или квадрат с основным понятием, по краям от центрального понятия располагаются блоки с дополнительной информацией, касающейся раскрытия характеристик изучаемого объекта.

Например, модель «Морфологический анализ» включает в себя следующие блоки:

  1. Центральный блок с определением морфологического анализа как вида языкового разбора, направленного на описание морфологических признаков слова.
  2. Периферийный блок № 1: общекатегориальное значение, формируемое вопросом, и начальная форма (для изменяемых слов).
  3. Периферийный блок №2: постоянные морфологические признаки лексико-грамматического класса.
  4. Периферийный блок №3: непостоянные морфологические признаки лексико-грамматического класса.
  5. Периферийный блок №4: роль слов данного грамматического класса в предложении.

Основные образовательные функции модели Фраера заключаются в следующем:

  1. Помочь учащимся сформулировать определение понятия и обозначить его основные характеристики.
  2. Раскрыть содержание понятия или языкового явления с помощью примеров его использования в речи.
  3. Систематизировать сведения по теме, структурировать материал.
  4. Организовать эффективное запоминание и повторение пройденного учебного материала.
  5. Создать мотивацию для самостоятельного изучения теоретических сведений.

Первоначально модель Фраера включала жесткую структуру периферийных блоков:

  1. Первый блок (верхний левый) был посвящен перечислению сущностных свойств изучаемого явления.
  2. Второй блок (верхний правый) включал несущественные признаки и свойства.
  3. Третий блок (нижний левый) посвящен примерам, связанным с изучаемым явлением.
  4. Четвертый блок (нижний правый) отражает антипримеры, которые представляют собой противоположность изучаемому феномену.

Однако такая структура удобно не всегда и подходит в основном для раскрытия значения слов (или терминов) через перечисление их ядерных и периферийных сем, а также приведения примеров употребления слова в речи и антонимов к данным словам. Например, ля раскрытия понятия «части речи» вычленяется следующий набор блоков для модели Фраера:

  1. Первый блок (сущностные характеристики): устойчивый лексико-грамматический класс, обладающий совокупность постоянных и непостоянных морфологических признаков, единством грамматического значения и функции.
  2. Второй блок (несущественные характеристики): разные набор морфологических признаков для разных грамматических классов, факультативность некоторых грамматических признаков в пределах одного класса.
  3. Третий блок (примеры): перечень частей речи.
  4. Четвертый блок (антипримеры): языковые явления, не относящиеся к морфологии (например, словообразование или фонетика).

Эффективна классическая модель Фраера и при сопоставлении изучаемых языковых явлений. Например, при необходимости определить характерные различия между разными типами предложений – простым и сложным.

Дата последнего обновления статьи: 23.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot