Образовательные модели и модель Фраера как техники обучения
В основе современных принципов обучения русскому языку лежит развитие активности учащихся, стимулирование их собственной познавательной деятельности через использование различных приемов и техник, направленных на создание ситуаций учебного диалога и поиска.
Ключевые компетенции, формируемые в рамках активного деятельностного принципа обучения русскому языку, связаны с развитием следующих умений и навыков:
- Коммуникативные навыки, помогающие эффективно взаимодействовать в социуме для решения практических задач.
- Креативные навыки, связанные с поиском нестандартных приемов действия в определенных ситуациях.
- Навыки критического мышления, позволяющие всесторонне оценивать найденное решение с позиции его эффективности.
- Функциональные навыки, лежащие в основе понятия функциональная грамотность и включающие осведомленность индивида о разных способах практического использования теоретических заданий.
Для развития данных компетенций применяются образовательные модели, которые направлены на активизацию познавательной деятельности через развитие умений анализировать, сопоставлять, вычленять главное и проч.
Образовательное модель – это многозначное понятие, которое используется для обозначения педагогических стратегий, лежащих в основе того или иного приема или техники.
Основные признаки образовательной модели заключаются в следующем: 1. Целостность и единство формируемых ею научно-учебных компетенций. 2. Наличие эффективных инструментов организации познавательной деятельности обучающихся. 3. Внутренняя структура, отвечающая логике познания понятия (явления). 4. Прогнозируемые результаты использования в образовательной среде.
Образовательную модель Фраера относят к объяснительному типу моделей, поскольку структура ее направлена на объяснение (раскрытие) сущности изучаемого понятия или явления.
Специфика модели Фраера заключается в разностороннем рассмотрении изучаемого лингвистического феномена в аспекте вычленения его сущностных и необязательных характеристики, примеров использования в речи, иных особенностей, важных для данного языкового феномена.
Модель Фраера в обучении русскому языку
Структурно модель Фраера представляет собой графическую схему, в центре которой находится круг или квадрат с основным понятием, по краям от центрального понятия располагаются блоки с дополнительной информацией, касающейся раскрытия характеристик изучаемого объекта.
Например, модель «Морфологический анализ» включает в себя следующие блоки:
- Центральный блок с определением морфологического анализа как вида языкового разбора, направленного на описание морфологических признаков слова.
- Периферийный блок № 1: общекатегориальное значение, формируемое вопросом, и начальная форма (для изменяемых слов).
- Периферийный блок №2: постоянные морфологические признаки лексико-грамматического класса.
- Периферийный блок №3: непостоянные морфологические признаки лексико-грамматического класса.
- Периферийный блок №4: роль слов данного грамматического класса в предложении.
Основные образовательные функции модели Фраера заключаются в следующем:
- Помочь учащимся сформулировать определение понятия и обозначить его основные характеристики.
- Раскрыть содержание понятия или языкового явления с помощью примеров его использования в речи.
- Систематизировать сведения по теме, структурировать материал.
- Организовать эффективное запоминание и повторение пройденного учебного материала.
- Создать мотивацию для самостоятельного изучения теоретических сведений.
Первоначально модель Фраера включала жесткую структуру периферийных блоков:
- Первый блок (верхний левый) был посвящен перечислению сущностных свойств изучаемого явления.
- Второй блок (верхний правый) включал несущественные признаки и свойства.
- Третий блок (нижний левый) посвящен примерам, связанным с изучаемым явлением.
- Четвертый блок (нижний правый) отражает антипримеры, которые представляют собой противоположность изучаемому феномену.
Однако такая структура удобно не всегда и подходит в основном для раскрытия значения слов (или терминов) через перечисление их ядерных и периферийных сем, а также приведения примеров употребления слова в речи и антонимов к данным словам. Например, ля раскрытия понятия «части речи» вычленяется следующий набор блоков для модели Фраера:
- Первый блок (сущностные характеристики): устойчивый лексико-грамматический класс, обладающий совокупность постоянных и непостоянных морфологических признаков, единством грамматического значения и функции.
- Второй блок (несущественные характеристики): разные набор морфологических признаков для разных грамматических классов, факультативность некоторых грамматических признаков в пределах одного класса.
- Третий блок (примеры): перечень частей речи.
- Четвертый блок (антипримеры): языковые явления, не относящиеся к морфологии (например, словообразование или фонетика).
Эффективна классическая модель Фраера и при сопоставлении изучаемых языковых явлений. Например, при необходимости определить характерные различия между разными типами предложений – простым и сложным.