Интерактивные и традиционные упражнения по русскому языку: параметры дифференциации
В обучении русскому языку все более востребованными становятся принципы создания интерактивных обучающих заданий, которые способствуют развитию самостоятельности и активности учащихся как основы системно-деятельностной педагогики. Однако е каждое упражнение по русскому языку, с которым учащийся имеет дело на уроке, является интерактивным по своей сути. Речь идет не о привлечении специальных программных средств для создания мультимедийных упражнений. В первую очередь, под интерактивностью понимается способность упражнения создавать для учащегося ситуацию активного вовлечения в процесс решения практических задач, направленных на формирование и закрепление учебных действий.
Под интерактивным упражнением по русскому языку понимается учебное задание, цель которого состоит в развитии практических навыков школьника за счет моделирования ситуаций, требующих активного участия в принятии решений и осуществлении определенных учебных действий.
С этой точки зрения интерактивное задание противостоит традиционному упражнению из учебника по следующим параметрам:
- Цель традиционного упражнения дается школьнику извне, в то время как цель выполнения интерактивного упражнения формируется самим учащимся.
- Алгоритм выполнения традиционного упражнения включен в текст учебного задания; алгоритм выполнения задания интерактивного упражнения формируется самим учащимся в ходе поиска способов его решения.
- Традиционное упражнение направлено на тренировку уже имеющихся умений и превращение их в автоматизированные операции – навыки. Интерактивные упражнения позволяют моделировать ситуации открытия нового знания, обучают приема творческого мышления и учебного поиска.
- Традиционное упражнение привычно по форме и содержанию и не содержит элемент новизны, стимулирующий познавательный интерес. В то время как интерактивное упражнение за счет нестандартной подачи задания стимулирует мотивацию учащегося.
Методы трансформации традиционных упражнений по русскому языку в задания интерактивного характера
Для создания интерактивных упражнений учителю необходимы методы и приемы, с помощью которых можно трансформировать традиционные задания в интерактивные по форме и содержанию упражнения. Рассмотрим некоторые из этих приемов:
- Изменение подхода к формулировке учебного задания. Например, учащимся предлагается текст упражнения из учебника без задания к нему. Учащиеся должны самостоятельно проанализировать содержание упражнения и сформулировать возможные варианты заданий к нему.
- Изменение способа выполнения задания. Например, вместо восстановления пропущенных орфограмм и пунктограмм, учащимся предлагается самостоятельно выделить в тексте все имеющиеся орфограммы или пунктограммы и посчитать количество «ошибкоопасных» мест в тексте.
- Изменение техники выполнения задания. Например, вместо задания на выбор орфограммы в ряде слов учитель предлагает распределить слова по группам в зависимости от типа орфограммы или провести орфографическую «дуэль» между вариантами на знание правила, связанного с этой орфограммой.
- Изменение цели выполнения задания. Например, в начале урока учитель проводит проверочную работу по теме, которая еще не изучалась, чтобы показать ученикам, какие пробелы в знаниях есть и как их можно восполнить на уроках.
- Изменение характера учебного взаимодействия на уроке. Например, традиционные упражнение разбивается на части, и каждый ученик в группе работает только над своим заданием: комментированием орфограмм, расстановкой знаков препинания, языковыми разборами и проч. В конце короткой рабочей сессии все участники группы меняются ролями «по кругу» и выполняют задание соседа, не обмениваясь результатами работы. В конце всех рабочих сессий все результаты сравниваются, объясняются и комментируются ошибки.
- Изменение формы задания. Например, осложненное списывание может быть представлено в виде лингвистического «пазла», часть которого открывается только тогда, когда учащийся выполнил предыдущую часть работы. Другой пример: вместо перечисления опознавательных признаков орфограммы или свойств частей речи можно предложить составить «портрет» орфограммы или «фоторобот» части речи.
Многообразие форм интерактивных упражнений помогает трансформировать традиционные задания с помощью несложных приемов для разнообразия деятельности учащихся на уроке. Такой подход позволяет сделать учебную деятельность более динамичной, добиться максимального включения учащихся в коллективную работу на уроке. Кроме этого, демонстрация ученикам способа изменения привычных алгоритмов выполнения учебной задачи развивает креативность, повышает гибкость мышления, формирует культуру учебного поиска.
Таким образом, применяя технику трансформации упражнений в интерактивный формат заданий, учитель русского языка может значительно повысить учебную мотивацию и сформировать интерес к своему предмету.