Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы трансформации традиционных упражнений по русскому языку в задания интерактивного характера

Интерактивные и традиционные упражнения по русскому языку: параметры дифференциации

В обучении русскому языку все более востребованными становятся принципы создания интерактивных обучающих заданий, которые способствуют развитию самостоятельности и активности учащихся как основы системно-деятельностной педагогики. Однако е каждое упражнение по русскому языку, с которым учащийся имеет дело на уроке, является интерактивным по своей сути. Речь идет не о привлечении специальных программных средств для создания мультимедийных упражнений. В первую очередь, под интерактивностью понимается способность упражнения создавать для учащегося ситуацию активного вовлечения в процесс решения практических задач, направленных на формирование и закрепление учебных действий.

Определение 1

Под интерактивным упражнением по русскому языку понимается учебное задание, цель которого состоит в развитии практических навыков школьника за счет моделирования ситуаций, требующих активного участия в принятии решений и осуществлении определенных учебных действий.

С этой точки зрения интерактивное задание противостоит традиционному упражнению из учебника по следующим параметрам:

  1. Цель традиционного упражнения дается школьнику извне, в то время как цель выполнения интерактивного упражнения формируется самим учащимся.
  2. Алгоритм выполнения традиционного упражнения включен в текст учебного задания; алгоритм выполнения задания интерактивного упражнения формируется самим учащимся в ходе поиска способов его решения.
  3. Традиционное упражнение направлено на тренировку уже имеющихся умений и превращение их в автоматизированные операции – навыки. Интерактивные упражнения позволяют моделировать ситуации открытия нового знания, обучают приема творческого мышления и учебного поиска.
  4. Традиционное упражнение привычно по форме и содержанию и не содержит элемент новизны, стимулирующий познавательный интерес. В то время как интерактивное упражнение за счет нестандартной подачи задания стимулирует мотивацию учащегося.

Методы трансформации традиционных упражнений по русскому языку в задания интерактивного характера

«Методы трансформации традиционных упражнений по русскому языку в задания интерактивного характера» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Для создания интерактивных упражнений учителю необходимы методы и приемы, с помощью которых можно трансформировать традиционные задания в интерактивные по форме и содержанию упражнения. Рассмотрим некоторые из этих приемов:

  1. Изменение подхода к формулировке учебного задания. Например, учащимся предлагается текст упражнения из учебника без задания к нему. Учащиеся должны самостоятельно проанализировать содержание упражнения и сформулировать возможные варианты заданий к нему.
  2. Изменение способа выполнения задания. Например, вместо восстановления пропущенных орфограмм и пунктограмм, учащимся предлагается самостоятельно выделить в тексте все имеющиеся орфограммы или пунктограммы и посчитать количество «ошибкоопасных» мест в тексте.
  3. Изменение техники выполнения задания. Например, вместо задания на выбор орфограммы в ряде слов учитель предлагает распределить слова по группам в зависимости от типа орфограммы или провести орфографическую «дуэль» между вариантами на знание правила, связанного с этой орфограммой.
  4. Изменение цели выполнения задания. Например, в начале урока учитель проводит проверочную работу по теме, которая еще не изучалась, чтобы показать ученикам, какие пробелы в знаниях есть и как их можно восполнить на уроках.
  5. Изменение характера учебного взаимодействия на уроке. Например, традиционные упражнение разбивается на части, и каждый ученик в группе работает только над своим заданием: комментированием орфограмм, расстановкой знаков препинания, языковыми разборами и проч. В конце короткой рабочей сессии все участники группы меняются ролями «по кругу» и выполняют задание соседа, не обмениваясь результатами работы. В конце всех рабочих сессий все результаты сравниваются, объясняются и комментируются ошибки.
  6. Изменение формы задания. Например, осложненное списывание может быть представлено в виде лингвистического «пазла», часть которого открывается только тогда, когда учащийся выполнил предыдущую часть работы. Другой пример: вместо перечисления опознавательных признаков орфограммы или свойств частей речи можно предложить составить «портрет» орфограммы или «фоторобот» части речи.

Многообразие форм интерактивных упражнений помогает трансформировать традиционные задания с помощью несложных приемов для разнообразия деятельности учащихся на уроке. Такой подход позволяет сделать учебную деятельность более динамичной, добиться максимального включения учащихся в коллективную работу на уроке. Кроме этого, демонстрация ученикам способа изменения привычных алгоритмов выполнения учебной задачи развивает креативность, повышает гибкость мышления, формирует культуру учебного поиска.

Таким образом, применяя технику трансформации упражнений в интерактивный формат заданий, учитель русского языка может значительно повысить учебную мотивацию и сформировать интерес к своему предмету.

Дата последнего обновления статьи: 23.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot