Основы словарной работы
Языковое образование является как ступенью, позволяющей перейти к более детальному знакомству с системой языка и законами ее функционирования, так и инструментом речевого развития. Словарная работа является одним из эффективных средств развития речи и формирования культуры мышления ученика.
Последовательная и методически верная работа над словарными словами обеспечивает следующие результаты:
- Развитие навыков правописания, формирование грамотности.
- Пополнение и обогащение словаря ребёнка.
- Развитие словесно-логического мышления за счёт наблюдения за структурой слова, анализа его орфографического облика, связей (словообразовательных и смысловых), в которые вступает данная лексическая единица в языке.
- Формирование речевых навыков за счёт более точного знания значения слов и правил их употребления, особенностей их сочетания.
Словарно-орфографическая работа в начальной школе имеет свою специфику, обусловленную рядом факторов:
- Возрастные особенности учеников, связанные с ограниченным объемом произвольного внимания, памяти, недостаточной сформированностью логического мышления.
- Преобладание игровой деятельности над учебной.
- Скудный запас сведений о строении слова, его образовании, связях с другими лексическими единицами.
- Опора на наглядно-чувственные образы при знакомстве с новыми словами.
- Необходимость сочетать орфографическую работу с приемами семантизации незнакомых слов и из введения в активный словарный запас.
Трудности, с которыми сталкиваются педагоги, проводя такого рода работу, касаются нескольких аспектов, которые связаны как со спецификой изучаемых слов, так с индивидуальными особенностями учеников:
- Неразличение звуков и букв, их смешение, что приводит к ошибкам на письме: дети руководствуются принципом "пишу так, как слышу". Обратная сторона - гиперкоррекция, когда ученик искажает графический облик слова, предполагая наличие в нем орфограммы (корондаш, кортон и проч.).
- Неумение выделять в слове составные части, что приводит к ошибкам в написании слов, образованных от словарных. Например, ребенок верно пишет слово "теннис", но ошибочно воспроизводит этот же корень в словах. "теннисист", "теннисный".
- Незнание семантики слова, что приводит к ошибкам в его написании. Особенно в заимствованных лексемах, семантика которых для ученика младших классов неясна (например, слово "кардинальный" смешивается с лексемой "координаты", и возникает неверное написание "координальный"; аналогично дети смешивают слова "экскаватор" и "эскалатор").
- Наличие речевых нарушений, в частности дисграфии, которая нередко является проявлением общего недоразвития речи разного уровня. Таким детям сложно запоминать графический облик слов, они склонны к смешению букв по признаку зрительного или двигательного сходства, могут удваивать слоги, переставлять их местами, пропускать буквы, что отражается на качестве усвоения словарных лексем.
Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальных классах
Как правило, работа над словарными лексемами не увлекает детей, поскольку представляется им скучной и монотонной. Поэтому первоочередная задача учителя состоит в развитии мотивации к изучению словарных слов.
Сформировать интерес к такой работе помогает использование приемов, активизирующих внимание ребенка, заставляющих его использовать жизненный опыт. Например, при изучении словарных слов учитель может объединить их в тематические группы ("Продукты", "Одежда") и предложить детям совершить "покупки" в орфографическим магазине: если ребенок правильно пишет слово, то "товар" оказывается в его корзине. Выиграет тот ученик, кто допустит меньше всего ошибок.
Можно организовать работу в форме игры "Сапёр". Словарное слово предстает как "мина", которую нужно "обезвредить" (то есть написать правильно). Если "сапёр" ошибается, то он выходит из игры. Побеждает ученик, не допустивший ни одной ошибки.
Ученики, как правило, с удовольствием включаются в работу по исправлению ошибок, разгадывание кроссвордов со словарными словами, орфографические турниры и иные формы нетрадиционной работы со словарными лексемами.
Методологические основы словарной работы базируется на следующих принципах:
- Опора на слуховой, зрительный и двигательный анализаторы, активизация всех видов памяти.
- Проговаривание изучаемых слов вслух, скандирование.
- Многократная запись лексем. Здесь можно разнообразить монотонный процесс и попросить учеников самостоятельно придумать свой вариант записи слова.
- Зрительному запоминанию словарных лексем также способствует использование наглядности: это могут быть печатное или рукописное изображение изучаемых слов, демонстрация на экране, карточки, а также, стихи, загадки или пословицы, в которых присутствуют изучаемые лексемы.
- Данная работа не должна проводиться бессистемно. Изучаемые слова объединяются в тематические группы. Их семантизация происходит одновременно с изучением правописания. С этой целью используются задания на составление словосочетаний, предложений, текстов с изучаемыми лексемами. Проводятся конкурсы на лучший рассказ или сочинение , в котором используется максимальное количество словарных слов.
- Эффективным приемом является сочетание словарной и этимологической работы. Выясняя, как было образовано слово, изучая его историю, ученики лучше запоминают и его значение, и правописание.
- Сочетание словарной работы с традиционными видами разбора помогает детям проанализировать звуковой и морфемный состав лексемы, установить ее словообразовательные связи, подобрать однокоренные слова, подчиняющиеся тем же нормам правописания.
- Проверенным методом работы также являются словарные диктанты, которые также можно разнообразить. Например, использовать картинный диктант (учитель не диктует слова, а показывает картинки, служащие иллюстрацией к данным лексемам); давать толкования, по которым фиксируются слова; применять диктанты в форме кроссвордов, ребусов, загадок и т.п.
Данные направления работы позволяют разнообразить изучение новых слов, а также способствуют развитию орфографической зоркости.