Основы методики развития речи младших школьников
Речь представляет собой сложный психофизиологический процесс, вопросы изучения которого рассматриваются разными научными дисциплинами: лингвистикой, психологией, физиологией высшей нервной деятельности, семиотикой и проч.
В лингвистике под речью принято принимать процесс продуцирования высказываний, а также результат этого процесса, представляющий собой текстовое произведение в устной или письменной форме.
Основная функция речи – коммуникативная, поэтому при целенаправленном обучении главной задачей педагога является создание условий для становления и развития коммуникативной компетенции, проявляющейся в умении использовать ресурсы языка как инструменты общения.
Коммуникативные навыки школьника складываются как результат развития речевой и языковой компетенций. Первая включает конкретные умения в области речевой деятельности, а вторая – знания о системе языка и законах её строения, а также языковой опыт личности.
Традиционно в методической литературе вычленяются три основных направления, связанных с развитием речи:
- Работа над тезаурусом (словарным запасом), в которую входят такие аспекты, как количественное и качественное накопление словаря, активизация пассивной лексики, уточнение словарного значения, а также воспитание культуры речевого поведения в плане отбора нормативных средств общения.
- Работа над грамматическим строем речи, включающим навыки построения и использования в речи различных типов словосочетаний и предложений. Здесь ученики должны освоить как структурные особенности указанных единиц (их строение, границы высказываний, выражение мысли с помощью различных, в том числе синонимичных конструкций), так и коммуникативные навыки (составление синтаксических конструкций в разных ситуациях общения).
- Упражнения, связанные с развитием навыков связной речи, которые предполагают все виды работы с текстом, направленные на его восприятие, понимание, осмысление, а также на создание собственных речевых произведений.
Данные виды работ осуществляются с помощью двух основных видов упражнений – аналитических, формирующих языковые умения, а также речевых, нацеленных на развитие коммуникативных навыков. При этом формирование речевых умений не будет успешным, если не сформированы предпосылки её становления, включающие:
- Наличие коммуникативной интенции, то есть коммуникативного намерения, вызванного потребностью в общении.
- Содержательное наполнение высказывания, то есть понимание темы и отбор фактического материала.
- Языковые ресурсы, которыми обладает ребёнок для выражения своей мысли.
Развитие речи направлено на формирование у ребенка потребности к высказыванию собственных мыслей и чувств, участию в диалоге. Все остальные направления работы подчинены ей, потому что и словарное, и грамматическое оформление речи невозможно без наличия потребности в её продуцировании.
Приёмы и методы формирования навыков связной речи в начальной школе
Понятие связной речи понимается в методике и как результат речевой деятельности, оформленный в виде высказывания – текста, и как сам процесс речепорождения.
Связность речи придает не только её грамматическое оформление, но и внутренняя целостность, логичность и непротиворечивость. Поэтому обучение навыкам связной речи тесно переплетается с учением о тексте. Ученики должны усвоить следующие положения:
- Тематическую целостность текста и средства её реализации (микротемы, ключевые слова).
- Связность на языковом уровне (способы сцепления предложений).
- Цельность на содержательном уровне, обеспечиваемую композиционными особенностями текста, единством темы и идеи речевого произведения.
Навыки связной речи формируются благодаря различным методам, в их числе:
- Репродуктивные, ориентирующие учеников на воспроизведение текста по образцу (обучение через подражание).
- Конструктивные, связанные с обучением создавать речевое произведение из элементов более низких уровней языковой системы (слов, словосочетаний, предложений).
- Творческие, предполагающие креативный, оригинальный подход к решению коммуникативной задачи (например, приём драматизации и театрализации, устное словесное рисование, творческие письменные работы).
Основными приёмами развития связной речи выступают следующие виды упражнений:
- Различные виды пересказа / изложений, то есть устного или письменного воспроизведения исходного текста, что позволяет ученикам задействовать собственные речевые умения выражения мысли в процессе переработки чужого текста.
- Задания, направленные на трансформацию исходного текста (например, творческое изложение) или на восстановление текста деформированной структуры.
- Сочинения и рассказы по иллюстрациям, картинам и фотографиям, опорным словам, на основе жизненного опыта или впечатлений.
- Творческие сочинения в виде сказок, писем воображаемым героям, очерков, рассказов и иных форм речевого творчества.
Работа по развитию речи должна сопровождаться анализом и корректировкой речевых ошибок, связанных как с неверным словоупотреблением. Так и со слабым владением стилистическими и грамматическими ресурсами русского языка.