Особенности развития письменной речи взрослых в курсе РКИ
Обучение РКИ является процессом, который не привязан к конкретной возрастной категории учеников. Навыки использования русского языка в повседневной и профессиональной коммуникации могут понадобиться как школьнику и студенту, так и взрослому человеку, завершившему основное образование. При этом стратегии работы с такими учениками отличаются от принципов обучения детей и подростков.
Профессиональная ориентация взрослого человека обусловливает важность формирования у него навыков письменной речи, связанных с использованием языка в делопроизводстве и решении трудовых вопросов. При этом подходы к обучению письменной речи также отличаются. Ученика-ребенка или подростка эффективно обучать таким приемам работы, как написание сочинений, изложений, эссе, поскольку навыки письменной речи в целом у них еще не развиты даже на родном языке. Взрослый человек, владеющий навыками письменного изложения мыслей, нуждается в иных подходах к обучению письменной речи на неродном языке.
Методика развития письменной речи в курсе РКИ у взрослых учеников базируется на ряде принципов:
- Опора на имеющийся речевой опыт и навыки написания текстов на родном языке.
- Практико-ориентированный характер упражнений и заданий.
- Коммуникативный подход к формированию навыка письменного общения.
- Учет уровня языкового развития и продвижения в изучении языка.
Знакомя взрослого ученика, с письменными текстами на русском языке, необходимо актуализировать уже имеющиеся знания о тексте, его строении, типах текстов, жанровых разновидностях. При этом основное внимание уделяется не художественным или познавательным текстам, как в работе с детьми и подростками, а текстам профессионального характера, официально-деловым документам и текстам СМИ. Именно эти речевые произведения чаще всего попадают в сферу речевой активности взрослого человека.
Методика развития письменной речи взрослых в курсе РКИ
Обучение взрослых письменной речи базируется на заданиях и упражнениях, которые максимально приближены к практическим ситуациям коммуникации, в том числе и профессионального общения. Преподаватель может использовать следующие типы заданий:
- Составить текст официального документа по образцу: заявления, расписки, характеристики, автобиографии, докладной записки.
- Создать резюме по плану, в котором отразить сведения об уровне образования, профессиональных навыках, личных и деловых качествах, значимых для трудоустройства.
- Составить перечень ответов на вопросы кадрового интервью в виде небольшого рассказа о себе и своих профессиональных достижениях.
- Написать обращение в официальную инстанцию (или претензию в магазин).
- Подготовить небольшой текст рекламного характера, информирующий о товаре или услуге.
- Составить объявление о найме персонала, отредактировав его в соответствии с требованиями.
- Составить конспект статьи из журнала профессиональной направленности.
- Исправить речевые ошибки в каком-либо виде документа.
Подобные задания помогают взрослым ученикам увидеть сферу практического применения навыков письменной речи, ее важность для профессиональной и предпринимательской деятельности, а также успешного построения карьеры.
Особое значение в преподавании взрослым имеет организация самостоятельной работы над речевыми произведениями. С этой целью преподаватель использует задания на редактирование текста:
- С помощью орфографического словаря или онлайн-редактора правописания найти орфографические ошибки в работе и исправить их.
- Отредактировать текст по образцу, исключив лишние слова, заменив неподходящие по смыслу (стилю) слова.
- Проанализировать текст по плану, выявить в нем речевые недочеты и исправить их.
- Составить перечень вопросов по редактируемому тексту для отработки во время практических занятий.
В обучении письменной речи взрослых большую роль также играет спонтанная письменная речь, навыки которой также необходимо тренировать на занятии. С этой целью взрослым ученикам можно предложить разнообразные типы заданий:
- Написать сообщение информационного характера (объявление) в мессенджере.
- Составить диалог на какую-нибудь тему для мессенджера (например, переписка по поводу покупки / продажи какой-либо вещи).
- Подобрать и оформить языковой материал для профессионального блога или личной страницы в социальной сети.
- Выбрать варианты речевого поведения в случае языковой провокации в сети (например, в ситуации речевой агрессии, оскорбления и проч.).
Используя практико-ориентированные задания и ситуации, приближенные к реальной речевой практике, можно помочь взрослому ученику быстро освоить основы письменной коммуникации на неродном языке, научить пользоваться необходимыми ресурсами для редактирования текстов и эффективно использовать эти навыки в повседневном письменном общении.