Сочинение по высказыванию и его специфика
Развитие коммуникативно-речевых умений в курсе русского языка является важнейшей задачей обучения, поскольку именно умение продуцировать связные письменные тексты обусловливает готовность выпускника к использованию языковых знаний в практике общения.
Основные направления формирования речевых умений в школе связаны с различными видами письменных работ. Эти работы направлены на развитие творческого мышления, умения выражать свои мысли с использованием различных языковых средств, отвечающих целям и ситуации общения.
В практике преподавания используются различные виды творческих письменных работ, которые направлены на формирование различных аспектов письменной речи, однако наиболее интересны в плане формирования креативной культуры письма являются сочинения по высказыванию.
Сочинения по высказыванию представляют собой разновидность свободных письменных творческих работ, которые создаются на основе высказывания (афоризма) какого-либо общественного деятеля, писателя, политика и проч.
Сочинения по высказыванию являются рассуждениями, воспроизводят его трехчастную структуру и являются отличным инструментом развития культуры аргументации своей позиции с опорой на предложенный тезис. Высказывание, которое берется за основу сочинения, представляет собой какое-то утверждение, чаще всего необычное, парадоксальное, или остроумную сентенцию, содержание которой раскрывается в аргументации, приведенной пишущим.
Аргументация в сочинении по высказыванию бывает нескольких видов:
- Поясняющая аргументация, которая раскрывает содержание или специфику понимания тезиса.
- Дополняющая аргументация, которая направлена на внесение в содержание высказывания дополнительных смыслов, примеров, соотносящиеся с общей его интерпретацией.
- Аргументация по аналогии, когда для пояснения сути высказывания используется какой-то пример из жизни или опыта, тождественный по своему значению.
- Контраргументация, которая направлена на критику представленной в высказывании точки зрения, обоснования несогласия с ней.
Написание сочинения по высказыванию особенно продуктивно в период подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку, поскольку оно развивает навыки аргументации собственной позиции, умение рассуждать на заданную тему, размышлять над актуальными морально-этическими, философскими, социальными проблемами.
Методика работы над сочинением по высказыванию в средней школе
Для обучения сочинению по высказыванию целесообразно использовать следующие приемы и методы работы с высказываниями:
- Подбор пословиц, поговорок, иллюстрирующих содержание высказывания.
- Анализ ключевых слов высказывания для определения темы и проблемы.
- Восстановление деформированного текста высказывания (например, прочитай высказывание и самостоятельно закончи его) с последующим сравнением результатов своей работы с оригиналом.
- Рецензирование сочинений, эссе, написанных по высказыванию.
- Составление тезисного плана развернутого рассуждения по теме высказывания.
- Сравнение нескольких высказываний на одну и ту же тему с определением сходства и различия позиции авторов по проблеме.
- Подбор примеров из жизненного и общественного опыта, а также из литературных произведений для иллюстрации темы или проблемы высказывания.
Написание сочинений-миниатюр по содержанию высказывания
Эти и другие виды работ стимулируют мыслительную активность и речевое творчество, способствуя формированию умения определять проблематику высказывания, подбирать аргументы, обосновывающие его содержание, выпадать свою точку зрения по данной проблеме и доказывать ее.
Приведем пример работы с высказыванием А. С. Пушкина: «Чтение - вот лучшее учение»:
- Первый этап - выразительное чтение высказывания, определение его темы и проблемы. В ходе обсуждения проблемы целесообразно использовать прием «мозговой штурм», который обеспечивает каждому возможность высказаться. В ходе коллективного обсуждения учащиеся приходят к выводу, что проблема данного высказывания - роль книги и чтения в образовании и в жизни человека в целом.
- Второй этап - подбор аргументов для обоснования верности тезиса. Аргументация может браться как из жизненного опыта, так и из произведений фольклора, художественной литературы. Например, учитель может предложить учащимся отрывки из воспоминаний М. Горького или его повести «В людях», где говорится о том, какое значение имели книги, а также чтение для формирования личности будущего писателя. В качестве аргументов можно привести примеры из русского фольклора - пословицы, относящиеся к книге и чтению: «Ум без книги, что птица без крыльев», «Кто много читает, тот много и знает», «Книга - лучший друг» и проч.
- Третий этап - композиционное оформление сочинения, выстраивание аргументов от менее сильных к более убедительным примерам.
- Заключительный этап – написание сочинение и его редактирование.
Таким образом, сочинение по высказыванию стимулирует развитие познавательных интересов и навыков связной речи.