Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика работы над сочинением по высказыванию в средней школе

Сочинение по высказыванию и его специфика

Развитие коммуникативно-речевых умений в курсе русского языка является важнейшей задачей обучения, поскольку именно умение продуцировать связные письменные тексты обусловливает готовность выпускника к использованию языковых знаний в практике общения.

Основные направления формирования речевых умений в школе связаны с различными видами письменных работ. Эти работы направлены на развитие творческого мышления, умения выражать свои мысли с использованием различных языковых средств, отвечающих целям и ситуации общения.

В практике преподавания используются различные виды творческих письменных работ, которые направлены на формирование различных аспектов письменной речи, однако наиболее интересны в плане формирования креативной культуры письма являются сочинения по высказыванию.

Определение 1

Сочинения по высказыванию представляют собой разновидность свободных письменных творческих работ, которые создаются на основе высказывания (афоризма) какого-либо общественного деятеля, писателя, политика и проч.

Сочинения по высказыванию являются рассуждениями, воспроизводят его трехчастную структуру и являются отличным инструментом развития культуры аргументации своей позиции с опорой на предложенный тезис. Высказывание, которое берется за основу сочинения, представляет собой какое-то утверждение, чаще всего необычное, парадоксальное, или остроумную сентенцию, содержание которой раскрывается в аргументации, приведенной пишущим.

Аргументация в сочинении по высказыванию бывает нескольких видов:

  1. Поясняющая аргументация, которая раскрывает содержание или специфику понимания тезиса.
  2. Дополняющая аргументация, которая направлена на внесение в содержание высказывания дополнительных смыслов, примеров, соотносящиеся с общей его интерпретацией.
  3. Аргументация по аналогии, когда для пояснения сути высказывания используется какой-то пример из жизни или опыта, тождественный по своему значению.
  4. Контраргументация, которая направлена на критику представленной в высказывании точки зрения, обоснования несогласия с ней.
«Методика работы над сочинением по высказыванию в средней школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Написание сочинения по высказыванию особенно продуктивно в период подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку, поскольку оно развивает навыки аргументации собственной позиции, умение рассуждать на заданную тему, размышлять над актуальными морально-этическими, философскими, социальными проблемами.

Методика работы над сочинением по высказыванию в средней школе

Для обучения сочинению по высказыванию целесообразно использовать следующие приемы и методы работы с высказываниями:

  1. Подбор пословиц, поговорок, иллюстрирующих содержание высказывания.
  2. Анализ ключевых слов высказывания для определения темы и проблемы.
  3. Восстановление деформированного текста высказывания (например, прочитай высказывание и самостоятельно закончи его) с последующим сравнением результатов своей работы с оригиналом.
  4. Рецензирование сочинений, эссе, написанных по высказыванию.
  5. Составление тезисного плана развернутого рассуждения по теме высказывания.
  6. Сравнение нескольких высказываний на одну и ту же тему с определением сходства и различия позиции авторов по проблеме.
  7. Подбор примеров из жизненного и общественного опыта, а также из литературных произведений для иллюстрации темы или проблемы высказывания.

Написание сочинений-миниатюр по содержанию высказывания

Эти и другие виды работ стимулируют мыслительную активность и речевое творчество, способствуя формированию умения определять проблематику высказывания, подбирать аргументы, обосновывающие его содержание, выпадать свою точку зрения по данной проблеме и доказывать ее.

Приведем пример работы с высказыванием А. С. Пушкина: «Чтение - вот лучшее учение»:

  1. Первый этап - выразительное чтение высказывания, определение его темы и проблемы. В ходе обсуждения проблемы целесообразно использовать прием «мозговой штурм», который обеспечивает каждому возможность высказаться. В ходе коллективного обсуждения учащиеся приходят к выводу, что проблема данного высказывания - роль книги и чтения в образовании и в жизни человека в целом.
  2. Второй этап - подбор аргументов для обоснования верности тезиса. Аргументация может браться как из жизненного опыта, так и из произведений фольклора, художественной литературы. Например, учитель может предложить учащимся отрывки из воспоминаний М. Горького или его повести «В людях», где говорится о том, какое значение имели книги, а также чтение для формирования личности будущего писателя. В качестве аргументов можно привести примеры из русского фольклора - пословицы, относящиеся к книге и чтению: «Ум без книги, что птица без крыльев», «Кто много читает, тот много и знает», «Книга - лучший друг» и проч.
  3. Третий этап - композиционное оформление сочинения, выстраивание аргументов от менее сильных к более убедительным примерам.
  4. Заключительный этап – написание сочинение и его редактирование.

Таким образом, сочинение по высказыванию стимулирует развитие познавательных интересов и навыков связной речи.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 08.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot