Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика обучения русскому языку зарубежных студентов

Методика обучения русскому языку зарубежных студентов как научная дисциплина

В центре внимания методики обучения русскому языку как иностранному находится исследование и разработка теории, а также технологии преподавания русского языка для иностранцев. В научной литературе методику преподавания русского как иностранного называют РКИ.

Предметом методики обучения РКИ выступает русский язык, изучение которого зарубежными студентами направлено на:

  • Развитие языковой личности, обогащение лингвокультурологических сведений.
  • Овладение навыками коммуникации на бытовом и профессиональном уровне.
  • Социальную и языковую адаптацию иностранцев, прибывающих в Россию на учёбу.

Цель изучения РКИ отличается от тех целей, которые ставятся перед русскоговорящими (носителями языка). Инофон должен не столько усвоить сведения о системе языка, сколько овладеть практическими коммуникативными компетенциями, включающими умение свободно общаться на русском языке в разных ситуациях, понимать обращённую речь и создавать собственные высказывания с учётом функционально-стилевых требований, а также осознавать национально-культурную специфику языка.

Данная цель обусловливает частные задачи обучения, связанные с развитием умений понимать обращённую речь, поддерживать диалог с собеседником, в том числе на профессиональные темы, адекватно воспринимать передачи и фильмы на русском языке, правильно произносить слова, владеть интонационными возможностями языка и др.

Общие закономерности обучения РКИ включают общедидактические принципы (свойственные дидактике в целом) и частнометодические (определяющие специфику преподавания предмета).

Общедидактические принципы состоят в опоре на:

  • Активность и сознательность.
  • Обучение языку путем включения студентов разные виды учебной деятельности.
  • Развитие языковой личности инофона, его мыслительных процессов, коммуникативных умений и навыков.
  • Наглядность.
  • Систематичность и последовательность в изложении материала.
  • Доступность содержания обучения уровню подготовки студента.
  • Учёт индивидуальных, возрастных и иных особенностей обучающихся.

Частнометодические принципы состоят в:

  1. Опоре на закономерности родного языка, через призму которого усваивается новый язык.
  2. Коммуникативном подходе, предполагающем отработку практического навыка использования языка в разных речевых ситуациях.
  3. Комплексном принципе, который связан с изучением всех видов речевой деятельности, а также языковых сведений в совокупности, как единого целого. Позволяющего реализовывать различные коммуникативные задачи.
  4. Текстоцентричности, предполагающей в качестве основной дидактической единицы использовать текст — связное речевое произведение, на основе которого изучаются фонетические, лексические и грамматические темы.
«Методика обучения русскому языку зарубежных студентов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Технологии обучения в методике РКИ

Определение 1

Под педагогической технологией понимается наиболее общий дидактический подход к обучению. Можно говорить о системно-деятельностной технологии, технологии проблемного обучения, игровой, коммуникативной, здоровьесберегающей и проч.

В основе любой педагогической техники лежит метод обучения — системный подход, включающий теоретические и (или) практические пути достижения поставленных дидактических задач. Более частной единицей метода обучения является приём обучения, дополняющий метод. Например, метод лекции может использоваться в сочетании с приёмами цитирования, просмотра и анализа видеофрагмента, беседы по поставленным вопросам, анализа таблицы или схемы.

В методике обучения РКИ используются как общедидактические методы (словесные: лекция, рассказ; практические — упражнение, игра), так и частнометодические, связанные с изучением отдельных разделов языка:

  1. Методы формирования правильного произношения (прослушивание образцов, повторение, чтение вслух, работа с орфоэпическим словарём, поиск и анализ произносительных ошибок, звукобуквенный разбор).
  2. Методы обучения лексике (введение новых слов и их семантизация, работа с толковыми словарями, анализ слов контексте, заучивание глоссариев, составление с ними диалогов, монологических рассказов).
  3. Методы обучения морфологии и синтаксису (грамматические упражнения, работа с текстом, языковые разборы).
  4. Методы обучения разным видам речевой деятельности состоят в использовании комплекса упражнений учебного и игрового характера (аудирование, чтение, словарный диктант, анализ текста и проч.).

В методике РКИ в высших учебных заведениях в качестве базовой формы организации учебного процесса выступает практическое занятие, на котором происходит специально организованная, контролируемая педагогом учебная коммуникативная деятельность с группой инофонов, обладающих примерно одинаковым уровнем языковой подготовки.

В процессе также могут быть задействованы иные формы организации занятий: лекция, семинарское занятие, коллоквиум, учебно-практическая конференция. Возможно использование деловой или учебной игры, языкового тренинга или других нетрадиционных форм: диспута, концерта, выездной экскурсии.

Обучение РКИ невозможно без лингводидактических учебников и пособий, справочной литературы, а также интернет-ресурсов (электронные глоссарии, онлайн-учебники, тесты) и аудиовизуальных средств (аудиохрестоматии, учебные фильмы, презентации).

Методика обучения русскому языку зарубежных студентов — динамично развивающаяся отрасль дидактики, которая находится в постоянном поиске наиболее эффективных техник преподавания языка и формирования языковой культуры инофона.

Дата последнего обновления статьи: 12.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot