Функциональное чтение в структуре речевой деятельности школьника
Современный человек, живущий в мире информации, сталкивается с большим объемом разнообразных сведений. Чтение по-прежнему остается одним из главных способов извлечения необходимой информации, однако практика показывает, что далеко не каждый индивид использует этот навык для решения конкретных задач, связанных с работой, обучением или решением каких-либо жизненных ситуаций. Это обусловило повышенное внимание методистов к развитию навыков функционального чтения в школьном возрасте, чтобы сформировать необходимые умения на этапе обучения.
Функциональное чтение представляет собой разновидность читательской деятельности, которая связана с умениями восприятия текста для извлечения из него информации, востребованной при решении определенных практических задач.
Навыки функционального чтения включают:
- Структурирование информации, содержащейся в тексте.
- Выделение главной и второстепенной информации.
- Переработку содержания и представление ее в том виде, который необходим для использования в практической деятельности.
- Создание собственных высказываний в устной или письменной форме на основе прочитанного текста и извлеченной из него информации.
Функциональное чтение, по сути, является базовым компонентом процесса обучения, потому что решение математических задач, чтение карт, атласов, а также работа с таблицами химических элементов начинается с умения воспринимать печатный текст, выделять в нем ключевые информационные компоненты, определять цели и условия учебных действий.
Функциональное чтение включает в себя несколько уровней восприятия текста:
- Поиск информации в тексте по заданному критерию (критериям).
- Установление связей между информационными частями текста.
- Установление неявного (скрытого) смысла, содержащегося в тексте или его фрагменте.
- Интерпретация текста с опорой на читательский и культурный опыт.
- Формулировка гипотез относительно содержания текста.
- Использование результатов чтения в практической деятельности.
Методика обучения функциональному чтению
В структуре читательской деятельности, которая носит функциональный характер, можно выделить три аспекта: восприятие – понимание – оценка прочитанного. Каждый из этих компонентов нуждается в развитии с помощью специальной системы приемов и методов обучения функциональному чтению текстов разных жанров и стилей.
В ходе работы на уроке используются следующие методические приемы:
- Работа с внетекстовыми компонентами: оглавлением, справочным аппаратом издания. Педагог учит детей ориентироваться в структуре учебника, использовать словарь, систему условных обозначений для понимания сущности задачи, упражнения или информации для ознакомления.
- Изучение композиционных особенностей текста через такие приемы как составление плана, кластера или схемы идей текста.
- Осмысление содержания с помощью вопросов, тренировочной игры «Верю / не верю» для анализа истинности или ложности высказываний, имеющих отношение к тексту, заполнение таблицы, содержащей основные темы, проблемы, ключевые слова текста; пересказ, а также изложение.
- Использование заданий на трансформацию текста. Например, на основе информации, содержащейся в статье, произведении, подготовить репортаж, сообщение, составить диалог, придумать сказку и проч.
- Использование приемов символической разметки при чтении, когда разные виды информации (знакомая, новая, непонятная и т.п.) оформляются с помощью соответствующего значка на полях книги при чтении. Такое чтение приучает осмысленно подходить к восприятию информации, помогает структурировать ее, а также способствует развитию навыков самостоятельной работы с информацией.
- Организация учебных дискуссий – парных и групповых по итогам чтения. Цель таких дискуссий – привлечь внимание учеников к наиболее значимой информации в процессе чтения. Учитель заранее оглашает план дискуссии, задавая вектор смыслового чтения, то есть его направленность на анализ определенной информации.
- Привлечение к работе на уроках несплошных текстов, а также инструктивных и иных видов текстов. К примеру, использование бумажных чеков, квитанций на уроке позволяет показать детям, какую информацию можно извлечь из этих видов документов. Обучаясь функциональному чтению таких текстов, дети приобретают базовые навыки восприятия информации, необходимой в быту. Чтение инструкций к приборам позволяет сформировать у детей навык самостоятельно определять последовательность действий для решения практической задачи, осуществлять их и одновременно контролировать их выполнение.
- Использование техники вопросов к уже прочитанному тексту. Ученики разбиваются на пары (группы) и формулируют вопросы к прочитанному тексту, включающие вопросы разной глубины – от формально-содержательных до смысловых, интерпретационных.
Применение методических приемов, позволяющих развить навыки функционального чтения, способствует осмысленному подходу к чтению текстов, формирует навыки работы с информацией и является предпосылкой для развития функциональной грамотности индивида.