Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика обучения функциональному чтению

Функциональное чтение в структуре речевой деятельности школьника

Современный человек, живущий в мире информации, сталкивается с большим объемом разнообразных сведений. Чтение по-прежнему остается одним из главных способов извлечения необходимой информации, однако практика показывает, что далеко не каждый индивид использует этот навык для решения конкретных задач, связанных с работой, обучением или решением каких-либо жизненных ситуаций. Это обусловило повышенное внимание методистов к развитию навыков функционального чтения в школьном возрасте, чтобы сформировать необходимые умения на этапе обучения.

Определение 1

Функциональное чтение представляет собой разновидность читательской деятельности, которая связана с умениями восприятия текста для извлечения из него информации, востребованной при решении определенных практических задач.

Навыки функционального чтения включают:

  1. Структурирование информации, содержащейся в тексте.
  2. Выделение главной и второстепенной информации.
  3. Переработку содержания и представление ее в том виде, который необходим для использования в практической деятельности.
  4. Создание собственных высказываний в устной или письменной форме на основе прочитанного текста и извлеченной из него информации.

Функциональное чтение, по сути, является базовым компонентом процесса обучения, потому что решение математических задач, чтение карт, атласов, а также работа с таблицами химических элементов начинается с умения воспринимать печатный текст, выделять в нем ключевые информационные компоненты, определять цели и условия учебных действий.

Функциональное чтение включает в себя несколько уровней восприятия текста:

  1. Поиск информации в тексте по заданному критерию (критериям).
  2. Установление связей между информационными частями текста.
  3. Установление неявного (скрытого) смысла, содержащегося в тексте или его фрагменте.
  4. Интерпретация текста с опорой на читательский и культурный опыт.
  5. Формулировка гипотез относительно содержания текста.
  6. Использование результатов чтения в практической деятельности.
«Методика обучения функциональному чтению» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Методика обучения функциональному чтению

В структуре читательской деятельности, которая носит функциональный характер, можно выделить три аспекта: восприятие – понимание – оценка прочитанного. Каждый из этих компонентов нуждается в развитии с помощью специальной системы приемов и методов обучения функциональному чтению текстов разных жанров и стилей.

В ходе работы на уроке используются следующие методические приемы:

  1. Работа с внетекстовыми компонентами: оглавлением, справочным аппаратом издания. Педагог учит детей ориентироваться в структуре учебника, использовать словарь, систему условных обозначений для понимания сущности задачи, упражнения или информации для ознакомления.
  2. Изучение композиционных особенностей текста через такие приемы как составление плана, кластера или схемы идей текста.
  3. Осмысление содержания с помощью вопросов, тренировочной игры «Верю / не верю» для анализа истинности или ложности высказываний, имеющих отношение к тексту, заполнение таблицы, содержащей основные темы, проблемы, ключевые слова текста; пересказ, а также изложение.
  4. Использование заданий на трансформацию текста. Например, на основе информации, содержащейся в статье, произведении, подготовить репортаж, сообщение, составить диалог, придумать сказку и проч.
  5. Использование приемов символической разметки при чтении, когда разные виды информации (знакомая, новая, непонятная и т.п.) оформляются с помощью соответствующего значка на полях книги при чтении. Такое чтение приучает осмысленно подходить к восприятию информации, помогает структурировать ее, а также способствует развитию навыков самостоятельной работы с информацией.
  6. Организация учебных дискуссий – парных и групповых по итогам чтения. Цель таких дискуссий – привлечь внимание учеников к наиболее значимой информации в процессе чтения. Учитель заранее оглашает план дискуссии, задавая вектор смыслового чтения, то есть его направленность на анализ определенной информации.
  7. Привлечение к работе на уроках несплошных текстов, а также инструктивных и иных видов текстов. К примеру, использование бумажных чеков, квитанций на уроке позволяет показать детям, какую информацию можно извлечь из этих видов документов. Обучаясь функциональному чтению таких текстов, дети приобретают базовые навыки восприятия информации, необходимой в быту. Чтение инструкций к приборам позволяет сформировать у детей навык самостоятельно определять последовательность действий для решения практической задачи, осуществлять их и одновременно контролировать их выполнение.
  8. Использование техники вопросов к уже прочитанному тексту. Ученики разбиваются на пары (группы) и формулируют вопросы к прочитанному тексту, включающие вопросы разной глубины – от формально-содержательных до смысловых, интерпретационных.

Применение методических приемов, позволяющих развить навыки функционального чтения, способствует осмысленному подходу к чтению текстов, формирует навыки работы с информацией и является предпосылкой для развития функциональной грамотности индивида.

Дата последнего обновления статьи: 29.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot