Методика лингвистического толкования стихотворений
Методика обучения русскому языку и преподавание литературы тесно связаны, недаром ранее существовал единый курс русской словесности, в котором объединялись лингвистические и литературоведческие сведения. Неоднократно отмечалось, что без наблюдения над языком художественного произведения невозможно постичь его смысл, а также идейное и художественное своеобразие. В то же время чтение классической литературы является возможностью приобщиться к лучшим, эталонным образцам литературной речи и сформировать собственную речевую культуру.
Ученые-лингвисты считают, что изучение языка художественной литературы, его анализ помогает вооружить ученика не только знаниями в области теоретической стилистики, но и сформировать важнейшие речевые навыки, которые могут быть использованы в практике коммуникации.
Методика лингвистического толкования стихотворений представляет собой смежную отрасль в методике обучения языку и литературе, которая включает ряд специальных приемов, направленных на постижение художественного содержания поэтического произведения через анализ его языковой организации.
Проблемы филологического анализа художественных произведений получили свое обоснование в первой половине XX в. в трудах Л. В. Щербы. Он видел задачу подобного анализа в том, чтобы выделить и определить функциональное значение языковых средств, с помощью которых выражается идейно-художественное содержание текста. Лингвист также выделил основные пути (способы) анализа, который заключается в уровневом исследовании текста: его лексической, морфологической, фонетической систем, а также роли суперсегментных единиц, ритмики, ударения и проч.
В дальнейшем наблюдения Л. В. Щербы были систематизированы и конкретизированы отечественными лингвистами и методистами. Так, были разработаны методы семантико-стилистического и лексико-семантического анализа, исследования средств изобразительности и ритмической организации стиха.
Выделяются различные аспекты лингвистического исследования поэтического текста:
- Собственно лингвистический анализ нацелен на полное понимание значения всех языковых средств, используемых в произведении, а также их роли в раскрытии содержания. Он может быть элементарным (например, ученикам разъясняется значение непонятных слов, устаревших грамматических конструкций), а может быть и филологическим (комплексным), основанным на изучении системы языковых средств, использованных в тексте, на основе их уровневого исследования и описания.
- Стилистический анализ, направленный на выявление образных средств и их функции в составе художественного целого.
- Литературоведческий анализ ориентирован на изучение произведения как эстетического факта. Литературоведа интересует как форма произведения, так и его содержание. В то же время он сосредоточен на месте произведения в контексте всего творчества автора, его отношениях с литературным окружением (литературная традиция, интертекстуальные связи), а также на особенностях поэтики – системы приемов, формирующих художественное своеобразие произведения.
В практике преподавания эти разновидности подходов к изучению поэтики стихотворений комбинируются, потому изучение произведения в отрыве от его языкового выражения невозможно. Общим является направление исследования: выявляя особенности текста на разных уровнях, анализ завершают синтезом, который показывает связь, существующую между используемыми в произведении языковыми средствами и его художественным содержанием.
Принципы и приемы лингвистического анализа поэтического произведения
Методика лингвистического исследования стихотворений базируется на ряде принципов, которые необходимо учитывать, выстраивая работу над текстом:
- Комплексный подход к анализу, ориентированный на постижение текста в триаде «идейный смысл – образ – язык». Анализ текста носит целостный характер: базовым, исходным материалом анализа может служить как язык, так и система образов или идейно-тематическое содержание, но в процессе исследования необходимо найти путь к постижению всей сложности текста через синтез его смысла, формы и эстетического наполнения.
- Учет исторических реалий, которые лежат в основе анализируемого произведения, его связей со временем создания и той эпохой, которая отражена в содержании. Это особенно важно для постижения смысла тех произведений, язык и стиль которых обусловлен, например, определенными тенденциями в искусстве.
- Дифференциация в тексте общеязыковых и индивидуально-авторских фактов.
- Подход к языку художественного текста как особому эстетическому и стилистическому феномену, который отличается от обыденной речи.
- Учет вариативности интерпретационных версий и активности читательского подхода к тексту. Постижение стихотворения – творческий процесс, который связан с созданием ассоциативных связей, постижением неочевидных смыслов. В этом отношении анализ предоставляет исследователю определенную свободу, ограниченную, однако, объективными смыслами, заложенными в произведение.
К приемам лингвистического анализа можно отнести:
- Медленное чтение.
- Комментирование слов и выражений.
- Семантический анализ.
- Исследование стиля текста.
- Анализ изобразительно-выразительных средств и их функции в художественном целом.
- Исследование лексического уровня текста.
- Анализ синтаксиса поэтической речи.
- Анализ специфических элементов поэтической речи: ритма и размера, рифмы, особенностей строфики.
Постижение лирики – сложный процесс, в ходе которого происходит объединение разных приемов работы с текстом произведения.