Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика изучения малых жанров фольклора на уроках русского языка

Место малых жанров фольклора в языковом образовании

В процессе языкового образования большую роль играет постижение национально-культурного языкового своеобразия через изучение фольклорных произведений. Помимо очевидной лингвокультурной ценности, фольклорные тексты предоставляют возможность для формирования различных коммуникативно-речевых компетенций.

Определение 1

Малые жанры фольклора представляют собой совокупность произведений народнопоэтического творчества, отличающихся малым объемом и лаконизмом формы.

К малым фольклорным жанрам относятся паремии, то есть пословицы и поговорки, а также загадки, потешки, пестушки, скороговорки и некоторые другие тексты.

Их изучение на уроках русского языка связано с решением практических задач языкового образования, предполагающих использование произведений фольклора в качестве дидактического материала, а также в процессе стилистического анализа для выявления особенностей фольклорной поэтики.

Дидактическая ценность малых фольклорных произведений заключается в следующем:

  1. Лаконизм формы, афористичность содержания, позволяющие использовать значительное число текстов на одном уроке.
  2. Разнообразие лексико-грамматической организации произведений фольклора, позволяющее анализировать различные аспекты языковой составляющей произведений.
  3. Тематическая вариативность, возможность сочетания предметно-обучающих и воспитательных задач при организации работы с текстами.
  4. Образный характер и использование выразительных языковых средств, предполагающие оценку произведений фольклора с лингвоэстетической точки зрения.

Методика изучения малых жанров фольклора на уроках русского языка

В процессе знакомства с произведениями фольклора малых жанров на уроках русского языка применяются различные подходы к анализу языковых явлений и единиц:

  1. Лексико-семантический анализ, связанный с исследованием значения и функционирования лексических единиц в текстах.
  2. Семантико-стилистический анализ, который предполагает оценку функциональной роли и стилевой семантики языковых единиц.
  3. Лексико-грамматический анализ, направленный на изучение морфологических и синтаксических особенностей речевых единиц.
  4. Орфографический анализ, предполагающий описание и комментирование орфограмм, содержащихся в тексте.
  5. Пунктуационный анализ, связанный с объяснением правил постановки знаков препинания в предложениях.
  6. Комплексный языковый анализ, сочетающий все виды разборов и комментарий к тексту с точки зрения его уровневой организации.
«Методика изучения малых жанров фольклора на уроках русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Рассмотрим отдельные типы заданий, которые используются для работы с малыми жанрами фольклора на уроках русского языка:

  1. Задания, направленные на опознание фольклорных произведений и анализ их структуры. Например, узнайте пословицу по ее началу или ключевым словам; продолжите пословицу; соотнесите начало пословицы и ее окончание; отгадайте загадку; определите, к какому жанру относятся предложенные малые фольклорные тексты, перечислите их характерные особенности.
  2. Задания, нацеленные на проверку уровня развития правописных навыков. К примеру, спилите пословицы (загадки, скороговорки), вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, прокомментируйте орфограммы.
  3. Задания на выявление навыков языкового разбора. Например, произведите фонетический или морфемный разбор указанных слов; выполните морфологический разбор слов указанных частей речи в пословице, поговорке или загадке; выполните синтаксический разбор предложений; найдите в тексте пословицы или скороговорки указанные звуки, посчитайте их количество; укажите, сколько в тексте определенных звуков и букв; укажите частеречную принадлежность всех слов в тексте пословицы или загадки; определите тип предложения, представленного в пословице, загадке, скороговорке.
  4. Задания, направленные на оценку и развитие навыков лексического и стилистического анализа: определите лексическое значение слова в тексте; подберите синонимы (антонимы) к словам из текста; определите, к какому стилю речи относится указанное слово в контексте; составьте со словом из текста предложения, употребив его в другом значении; подберите стилистически нейтральный синоним к слову из текста и проч.
  5. Задания, суть которых состоит в формировании навыков анализа изобразительно-выразительных средств языка. Например: найдите пословицы, построенные на основе антитезы, и объясните смысл использования приема в тексте; объясните, как с помощью метафорического переноса формируется загадка; найдите в тексте пословиц (поговорок или сравнений) сравнения, в том числе отрицательные сравнения, олицетворения, гиперболы и проч.
  6. Задания, связанные с развитием навыков связной речи: объясните значение пословицы или поговорки; придумайте загадку; напишите сочинение-эссе на основе пословицы; придумайте речевую ситуацию, в которой возможно использовать пословицу, и оформите высказывание письменно с учетом норм письменной речи; подберите к изучаемому литературному произведению пословицы, наиболее точно отражающие его основную мысль.

Изучение малых жанров фольклора на уроках русского языка не только развивает представление учащихся о поэтике фольклора, но и способствует формированию коммуникативно-речевых и языковых навыков, необходимых для успешного усвоения предметных навыков.

Дата последнего обновления статьи: 29.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot