Место малых жанров фольклора в языковом образовании
В процессе языкового образования большую роль играет постижение национально-культурного языкового своеобразия через изучение фольклорных произведений. Помимо очевидной лингвокультурной ценности, фольклорные тексты предоставляют возможность для формирования различных коммуникативно-речевых компетенций.
Малые жанры фольклора представляют собой совокупность произведений народнопоэтического творчества, отличающихся малым объемом и лаконизмом формы.
К малым фольклорным жанрам относятся паремии, то есть пословицы и поговорки, а также загадки, потешки, пестушки, скороговорки и некоторые другие тексты.
Их изучение на уроках русского языка связано с решением практических задач языкового образования, предполагающих использование произведений фольклора в качестве дидактического материала, а также в процессе стилистического анализа для выявления особенностей фольклорной поэтики.
Дидактическая ценность малых фольклорных произведений заключается в следующем:
- Лаконизм формы, афористичность содержания, позволяющие использовать значительное число текстов на одном уроке.
- Разнообразие лексико-грамматической организации произведений фольклора, позволяющее анализировать различные аспекты языковой составляющей произведений.
- Тематическая вариативность, возможность сочетания предметно-обучающих и воспитательных задач при организации работы с текстами.
- Образный характер и использование выразительных языковых средств, предполагающие оценку произведений фольклора с лингвоэстетической точки зрения.
Методика изучения малых жанров фольклора на уроках русского языка
В процессе знакомства с произведениями фольклора малых жанров на уроках русского языка применяются различные подходы к анализу языковых явлений и единиц:
- Лексико-семантический анализ, связанный с исследованием значения и функционирования лексических единиц в текстах.
- Семантико-стилистический анализ, который предполагает оценку функциональной роли и стилевой семантики языковых единиц.
- Лексико-грамматический анализ, направленный на изучение морфологических и синтаксических особенностей речевых единиц.
- Орфографический анализ, предполагающий описание и комментирование орфограмм, содержащихся в тексте.
- Пунктуационный анализ, связанный с объяснением правил постановки знаков препинания в предложениях.
- Комплексный языковый анализ, сочетающий все виды разборов и комментарий к тексту с точки зрения его уровневой организации.
Рассмотрим отдельные типы заданий, которые используются для работы с малыми жанрами фольклора на уроках русского языка:
- Задания, направленные на опознание фольклорных произведений и анализ их структуры. Например, узнайте пословицу по ее началу или ключевым словам; продолжите пословицу; соотнесите начало пословицы и ее окончание; отгадайте загадку; определите, к какому жанру относятся предложенные малые фольклорные тексты, перечислите их характерные особенности.
- Задания, нацеленные на проверку уровня развития правописных навыков. К примеру, спилите пословицы (загадки, скороговорки), вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, прокомментируйте орфограммы.
- Задания на выявление навыков языкового разбора. Например, произведите фонетический или морфемный разбор указанных слов; выполните морфологический разбор слов указанных частей речи в пословице, поговорке или загадке; выполните синтаксический разбор предложений; найдите в тексте пословицы или скороговорки указанные звуки, посчитайте их количество; укажите, сколько в тексте определенных звуков и букв; укажите частеречную принадлежность всех слов в тексте пословицы или загадки; определите тип предложения, представленного в пословице, загадке, скороговорке.
- Задания, направленные на оценку и развитие навыков лексического и стилистического анализа: определите лексическое значение слова в тексте; подберите синонимы (антонимы) к словам из текста; определите, к какому стилю речи относится указанное слово в контексте; составьте со словом из текста предложения, употребив его в другом значении; подберите стилистически нейтральный синоним к слову из текста и проч.
- Задания, суть которых состоит в формировании навыков анализа изобразительно-выразительных средств языка. Например: найдите пословицы, построенные на основе антитезы, и объясните смысл использования приема в тексте; объясните, как с помощью метафорического переноса формируется загадка; найдите в тексте пословиц (поговорок или сравнений) сравнения, в том числе отрицательные сравнения, олицетворения, гиперболы и проч.
- Задания, связанные с развитием навыков связной речи: объясните значение пословицы или поговорки; придумайте загадку; напишите сочинение-эссе на основе пословицы; придумайте речевую ситуацию, в которой возможно использовать пословицу, и оформите высказывание письменно с учетом норм письменной речи; подберите к изучаемому литературному произведению пословицы, наиболее точно отражающие его основную мысль.
Изучение малых жанров фольклора на уроках русского языка не только развивает представление учащихся о поэтике фольклора, но и способствует формированию коммуникативно-речевых и языковых навыков, необходимых для успешного усвоения предметных навыков.