Методика формирования навыка чтения
Чтение — это комплексный вид речевой деятельности, связанный с перцепцией (восприятием) написанного (печатного) текста, его пониманием и интерпретацией.
Для детей чтение выступает не просто как один из видов речевой деятельности, но и как инструмент развития речи и повышения грамотности, как фактор социализации и становления личности.
Чтение помогает осуществлять развитие речевого строя следующим образом:
- Обогащает активный и пассивный словарь ребёнка, способствует формированию новых значений и контекстов словоупотребления. Опираясь на нормативные образцы речи, ребёнок усваивает лексические нормы, приучается использовать слова в соответствии с их значением и соблюдать смысловую сочетаемость лексем.
- Формирует и развивает синтаксис устной и письменной речи, обогащая её разнообразными синтаксическими конструкциями.
- Способствует развитию чувства языка и стиля, формированию нормативного произношения, орфографической грамотности.
В методике основной задачей при работе над становлением навыка чтения является не только овладение практическими навыками чтения текстов разной сложности, но и формирование умения его анализировать и интерпретировать, определять тему, формулировать основную мысль, рассуждать об авторской позиции, оценивать его композицию, грамматические и смысловые связи. Также задачей обучения становится формирование читательской культуры ребёнка, развитие его литературного кругозора и потребности в систематическом чтении.
Основные качества, которыми отличается хорошее чтение, основываются на следующих критериях:
- Правильность, то есть верное воспроизведение текста без искажений, запинок, перестановки букв и слогов.
- Беглость, заключающаяся в умении пословного чтения, соблюдении темпо-ритмической структуры текста.
- Осмысленность, то есть сознательное отношение к прочитанному, умение осмысливать содержание текста, его идейно-тематическое наполнение.
- Выразительность, проявляющаяся в умении верно интонировать, передавать голосом эмоциональное содержание текста, расставлять смысловые и интонационные акценты в виде логических и эмоциональных пауз.
Существуют следующие методики обучения чтению:
- Традиционный подход, основанный на звукобуквенном анализе и развитии фонематического слуха. Ребёнок изучает азбуку и звуковой состав языка, усваивая разницу между звуком и буквой, затем переходит к чтению отдельных слогов (сначала открытых, потом закрытых), из которых составляются слова. В основе метода лежит принцип автоматизации слогового чтения.
- Методика Н. Зайцева знакомит ребёнка с понятием склада — определённого звукосочетания, не всегда равного слогу. Осваивая склады, изображённые на кубиках, обучаемый ориентируется в их качестве по звуку наполнителя (звонкие / глухие, твёрдые / мягкие) и по размеру.
- Метод Гленна Домана основан на зрительном восприятии слов и словосочетаний. Благодаря многократному предъявлению карточек со словами, усваивается графический облик лексем.
- Методика М. Монтессори предполагает практическое освоение написания букв в игровых и творческих формах деятельности (лепка, рисование, раскрашивание) с последующим овладением чтением.
Развитие навыков чтения и понимания прочитанного
Улучшить качества чтения возможно только благодаря систематической работе по развитию и совершенствованию данного навыка. Основные приёмы данной работы заключаются в следующем:
- Ориентация на побуквенный анализ путем разнонаправленного (вверх / вниз, слева направо и справа налево) чтения слогов.
- Чтение деформированного текста, в котором присутствуют только части слов (обычно первые либо верхние). Такой приём позволяет развить навыки речевого прогнозирования, повысить беглость чтения.
- Выборочное чтение слов, заданных педагогом (например, прочитать только последние слова в каждой строчке; прочитать только слова, написанные с большой буквы; прочитать слова, состоящие из трёх слогов и др.). Это упражнение совершенствует зрительное восприятие ребёнка, опирается на умения фонематического анализа и способствует развитию внимательности, самоконтроля при чтении.
- Поисковое чтение: ребёнок читает не весь текст, а лишь заданный фрагмент.
- Многократное прочтение текста с ускорением темпа.
- Чтение и разучивание скороговорок, чист оговорок, способствующих выработке чёткой дикции и правильного произношения.
- Разучивание стихов, способствующих формированию чувства ритма, интонационной выразительности чтения.
- Выполнение специальных упражнений на расширение поля зрения, способствующих развитию зрительного восприятия текста и увеличивающих скорость чтения.
Важно добиться не только формальной правильности и беглости чтения, но и сформировать у ребёнка умения понимать и запоминать прочитанное. Этому способствуют упражнения:
- Беседа по прочитанному. Отвечая на вопросы по содержанию текста, ребёнок ещё раз воспроизводит для себя его структуру, выделяет узловые моменты сюжета, акцентирует внимание на значимых деталях.
- Рассматривание иллюстраций к книге, соотнесение их с содержанием прочитанного.
- Викторины и кроссворды по содержанию прочитанных книг.
- Пересказ прочитанного, в том числе и творческий (например, от лица героя).
Данные приёмы позволяют развить у ребёнка внимание к содержательной и смысловой стороне произведения, память и творческое мышление.
Методика формирования навыка чтения должна подбираться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка, учитывать его образовательные потребности и способствовать развитию его личности.