Овладение грамотой в системе обучения
Освоение грамоты выступает частью начального общего образования, является первой ступенью в изучении курса русского языка в школе и представляет собой овладение первичными навыками письма и чтения.
Цель уроков грамоты - не только научить писать и читать, но и создать предпосылки для дальнейшего обучения.
Методические принципы преподавания основ грамоты:
- Частотный принцип учитывает количественный показатель употребления той или иной буквы (сначала изучаются часто встречающиеся буквы, а потом все остальные).
- Позиционный принцип предписывает знакомство со звукобуквенной системой на основе оппозиций, в которых они представлены в языке. Так, звонкие согласные звуки изучаются в их противопоставлении глухим. Гласные буквы А, О — в оппозиции к йотированным Я, Ё. Считается, что такой принцип развивает целостное восприятие графический и фонетической систем языка.
- Генетический принцип предполагает изучение букв от их простейших элементов, их составляющих. Буквы объединяются в группу по принципу сходства начертания их элементов. Сначала учащийся знакомится с основными элементами (наклонная прямая черта, наклонная прямая черта с закруглением внизу/ вверху, полуовал, овал, петля и др.), затем анализируется состав каждой изучаемой буквы и, наконец, буква предстает как единство составляющих её элементов: строчная буква «а» — это сочетание элементов овал и наклонная прямая черта с закруглением внизу, сточная «В» - овала и верхней петли.
В ходе обучения ученик знакомится со звуками, графемами, получает представление о речи и её свойствах.
Освоение грамоты включает ряд этапов:
подготовительный (добукварный);
буквенный (букварный);
послебукварный.
Рассмотрим подробнее каждый из них.
Методическое обоснование уроков обучения грамоте в добуквенный период
Цель данного этапа — сформировать у учащихся первоначальные сведения о формах речи (устная / письменная) и её единицах.
В процессе подготовки к освоению грамоты происходит знакомство с понятием «речь», её основными единицами от звука до предложения, интонационными средствами (ударение), вводится классификация звуков изучаются их фонетические свойства (глухость / твёрдость, звонкость / мягкость — для согласных, ударность / безударность — для гласных).
В процессе обучения дети не просто знакомятся с новыми понятиями, но и обязательно включаются в разные виды учебной и речевой деятельности по их усвоению. Так, при изучении понятия «звук» учащиеся исследуют акустико-фонетические свойства звуков, проговаривают их в разных словах, анализируют звуковой состав слова, подбирают слова с данным звуком, читают или слушают тексты, в которых часто употребляется данный звук.
Поскольку речевая деятельность носит комплексный характер, в занятиях уделяется время и развитию речевых навыков. Ученики тренируются в описании картинок, составлении рассказов по сюжетным рисункам, пересказе прослушанного текста, беседуют по прочитанному материалу.
Букварный период
Буквенный этап является основным в плане знакомства с азбукой и процессе обучения чтению.
Содержанием обучения является знакомство с новой буквой и отработка на практике умения её опознавать в контексте и читать.
Изучение графической системы русского языка ведётся не по порядку, а в той последовательности, которую определяет программа обучения. Буквы объединяются в группы по различным основаниям (сходство начертания, сложность написания, свойства обозначаемых ими звуков и т.п.).
Основные этапы обучения в буквенный период:
- звукобуквенный (фонетический) ориентирует на умения опознавать звук в потоке речи и вычленять его в слове;
- аналитический: на нем определяется, какая буква соответствует произносимому звуку, выявляется элементный состав этой буквы, изучаются особенности её начертания (анализ визуального образа буквы и её письмо в воздухе);
- чтение буквы в слогах и словах с целью автоматизации произнесения данного звукокомплекса;
- чтение текста с данной буквой и анализ его содержания (беседа по прочитанному).
В период изучения буквенного состава русской азбуки учащийся может столкнуться со следующими проблемами:
- В письме: искажение графического облика букв, «зеркальный» характер их отображения, смешение букв по сходству начертания элементов или зрительному сходству.
- В чтении: регрессия (возвратные движения глаз при чтении), «угадывающее» чтение (по начальным слогам учащийся пытается «угадать» всё слово, не читая его), побуквенное чтение, явления дислексии (невозможность опознать печатную букву, искажения, замены, перестановки букв).
Особенности послебукварного периода
Обучение грамоте в послебукварный период предполагает развитие навыков письма, дальнейшую работу по автоматизации навыков чтения.
При обучении следует помнить, что буква — это комплекс, объединяющий графему (текстовый знак), фонему (соответствующий этой букве звук в сильной фонетической позиции, то есть в максимальной смыслоразличительной функции), артикулему (набор артикуляционных характеристик звука) и кинему (совокупность движений кисти руки и предплечья, необходимых для её начертания). Обучение письму производится системно, задействуются все составляющие буквы.
Методы формирования навыка письма:
- Копировальный метод — письмо по точкам, линиям, когда учащийся обводит заранее написанную букву. Метод не формирует осознанность письма.
- Линейный метод ориентирует на усвоение определённых промежутков между буквами и соблюдение их размера по высоте / ширине.
- Генетический метод - начертание буквы от простейших её элементов к целостному графическому облику.
- Тактировка - ориентирует на тактирование процесса письма: буква «разбивается» на ряд элементов, каждый элемент прописывается под определённый такт.
- Метод Карстера — обучение росчеркам. Сложный для первоначального обучения письму и более применимый для коррекции почерка у уже умеющих писать людей.
Ни один из данных методов при обучении письму не является основным, все они используются в сочетании.
Этапы овладения навыками написания буквы:
- зрительный анализ буквы, «разложение» её на составные элементы;
- письмо элементов, письмо букв;
- письмо буквенных сочетаний и слов;
- письмо предложений.
Наряду с обучением письму продолжается работа по закреплению навыков чтения текстов. Отрабатываются разные виды чтения (по цепочке, «жужжащее», ознакомительное, выразительное).