Методический кейс по русскому языку в работе педагога-словесника
Современная лингвометодика находится в постоянном развитии и изменении, что обусловливает проблему своевременного информирования учителей о новинках методической теории. Каждый учитель в системе индивидуальной работы по самообразованию сталкивается с необходимостью не только осмыслить теоретические основы новых методических приемов, но и обучиться эффективным их приемам на практике. Кроме этого, в современном обучении с многообразием подходов и педагогических приемов работы на уроке нередко возникает ситуация отсутствия методической системности в реализации тех или иных педагогических техник. Это подчеркивает значимость таких форм методической помощи учителю, которые бы содержали комплексный подход к реализации новых педагогических приемов и техник.
Методический кейс представляет собой разновидность кейс-технологии в обучении, в основе которой лежит принцип моделирования практических учебных ситуаций на различных этапах освоения одной дидактической единицы.
Главное преимущество методического кейса — системный подход к формированию методических компетенций учителя в рамках одной темы, который позволяет учителю овладеть многообразием приемов педагогической деятельности в рамках работы над изучением одной дидактической темы.
Содержанием методического кейса по теме становится совокупность практико-ориентированных учебных ситуаций, которые моделируют структурные элементы урока:
- Мотивационный этап и методические приемы его организации.
- Этап целеполагания и планирования учебного занятия.
- Этап открытия нового знания, включающий практические рекомендации по освоению темы.
- Этап отработки знаний на практике, состоящий из ряда учебных тренировочных упражнений.
- Этап рефлексии.
- Этап контроля, предполагающий наличие разработанных методов и форм контроля уровня обученности.
Как видно из анализа структуры методического кейса, он охватывает все аспекты урока и может быть использован в качестве готового методического решения для повышения профессиональных компетенций учителя по преподаваемому предмету.
Методические кейсы могут создаваться на различные темы, однако наиболее востребованными в практике преподавания становятся кейсы, которые посвящены наиболее трудным темам школьного курса, требующим от учителя значительной подготовки. В данном случае использование кейса может существенно облегчить подготовительный этап урока и повысить эффективность обучения.
Технология создания методических кейсов по русскому языку
Рассмотрим технологию создания методического кейса для урока русского языка по теме «Однородные и неоднородные определения». Моделирование методического кейса включает ряд этапов:
- Аналитический этап, включающий изучение целей, задач, а также содержания и планируемых результатов учебного занятия.
- Подготовительный этап, отражающий поиск и сбор дидактического и методического материала, который будет использован при составлении кейса.
- Этап разработки кейса и его заданий (учебных ситуаций).
- Этап апробации кейса в конкретных условиях проведения уроков.
- Оценка эффективности предложенного кейса в преподавании, корректировка и совершенствование его содержания и структуры.
В ходе подготовительных мероприятий, предшествующих созданию кейса, методист определяет цели и задачи урока, посвященного однородным и неоднородным определениям, планирует результаты учебного занятия. Например, в качестве предметных результатов могут выступать учебные понятия (определение, однородность), а также навыки различия однородных и неоднородных определений и умения использовать знаки препинания для их оформления в письменной речи.
В содержание кейса входят учебные задачи, моделирующие различные виды деятельности:
- Заполнение сопоставительной таблицы.
- Наблюдение за использованием однородных и неоднородных наблюдений в речи, пунктуации при них.
- Языковое моделирование (составление предложений с однородными и неоднородными определениями).
- Расстановка знаков препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями.
- Исправление ошибочной расстановки знаков препинания в предложениях.
- Выполнение тестовых заданий и проч.
Для каждой учебной ситуации подбираются конкретные типы заданий, необходимый дидактический материал, а также форма его представления. Так, тренировочные упражнения могут быть выполнены в интерактивном формате, в обучении использоваться элементы игры, проблемные ситуации, проектная деятельность и проч.
Результатом создания методического кейса должен стать готовый учебно-методический продукт, содержащий дидактические, контрольно-измерительные, презентационные материалы по теме, структурированный таким образом, чтобы каждый учитель могут его использовать в своей практической деятельности. Кроме этого, структура кейса должна быть гибкой: учитель должен иметь возможность дополнять и менять материалы кейса в соответствии с потребностями конкретной учебной ситуации.
Таким образом, методический кейс в работе педагога-словесника является важной составной частью работы, направленной на повышение методической культуры учителя и развития его профессионального мастерства.