Метод трансформации при обучении синтаксису
В освоении синтаксиса русского языка большое значение имеют как теоретические знания, так и практические умения и навыки, которые связаны с прикладным использованием сведений о строении предложения для профилактики грамматических ошибок, правильной постановки знаков препинания.
Обучение синтаксису в школе представляет собой систему дидактических приемов, направленных на формирование синтаксических представлений, сведений о строении и функциях предложений и словосочетаний встречи, а такое навыков практического использования этих знаний в речи при решении коммуникативно-речевых задач.
В обучении синтаксису используются различные методические приемы, ни один из которых не обладает универсальным характером, поскольку все они используются в совокупности. Одним из продуктивных методов формирования компетенций в области синтаксиса является метод трансформации, применяемый для развития синтаксических навыков.
Метод трансформации представляет собой методический прием, основанный на представлении о возможности трансформирования синтаксических конструкций, имеющих синонимические функции.
Метод трансформации успешно применяется в обучении синтаксису со следующими целями:
- Развитие представлений о строении предложения, месте его частей в составе синтаксической структуры, а также их функциях.
- Формирование умений синтаксического моделирования с опорой на сведения о строении предложения и его частей.
- Развитие представлений о синтаксической синонимии и возможностях ее использования в речи.
- Формирование умений и навыков использования в речи разных синтаксических конструкций, в том числе способных к взаимозамещению в определенных ситуациях общения.
Применение метода трансформации при изучении конкретных синтаксических явлений
Рассмотрим принципы реализации метода трансформации при изучении темы «Согласованные и несогласованные определения» в рамках изучения простого предложения. Как правило, для учащихся не составляет труда найти в предложении согласованное определение, чему способствует «прозрачность» морфологических средств его выражения. Однако при знакомстве с несогласованными определениями возникают определенные трудности, связанные со смешением этого второстепенного члена предложения с дополнением, когда морфологически несогласованное определение выражено сочетанием существительных с предлогами и без них. Например: Подарил ей кольцо из золота. Склеил маленький домик из бумаги. Вылепили на уроке пару фигурок из пластилина и проч. Для уяснения сущности несогласованных определений педагог может использовать метод трансформации, суть которого заключается в изменении несогласованных определений для их превращения в согласованные определения. Для этого вводится понятия синонимии на уровне словосочетаний и трансформационная модель, отражающая особенности языковой трансформации. Например: Подарил ей кольцо из золота. - Подарил ей золотое кольцо. Купил на день рождения матери вазу из хрусталя. - Купил на день рождения хрустальную вазу.
Использование метода трансформации в данном случае не только помогает увидеть взаимозаменяемость конструкций, но и помогает формировать представление о несогласованных определениях как особых синтаксических конструкциях.
Шире метод трансформации может применяться при экстраполяции синтаксических представлений. Благодаря изоморфизму языковых конструкций, при изучении типологии сложноподчинённого предложения можно опираться на сведения о сущности и функциях второстепенных членов простого предложения. Типы придаточных предложений воспроизводят основные функциональные особенности определения, дополнения и обстоятельства. В то же время знания о видах обстоятельства могут быть полезны при изучении типологии СПП с придаточными обстоятельственными.
Проиллюстрируем этот тезис примерами. Рассмотрим ряд сложноподчинённых предложений: Я сказал, что он не успел на экзамен. Я увидел друга, которого давно потерял из виду. Я не опоздаю, если выйду на полчаса раньше. В каждом из них придаточное предложение несет определенную функционально-смысловую нагрузку, формируемую характером отношений с главной частью: Я сказал, (что?)... Я увидел друга, (какого?)... Я не опоздаю, (при каком условии? когда?)...
Указанные типы вопросов соотносятся с вопросами, которые уже известны учащимся из разбора простого предложения. В связи с этим можно провести аналогию между второстепенными членами и частями СПП, которые отвечают на одни и те же вопросы, введя понятие о придаточных дополнительных (изъяснительных), определительных и обстоятельственных.
Таким образом, метод трансформации оказывается эффективным средством развития представлений об изоморфизме явлений синтаксиса, а также навыков употребления синонимичных синтаксических конструкций для разнообразия грамматического строя речи, более точного выражения мысли.