Применение метода «пазл» в учебном процессе
Современный урок русского языка – образовательное событие, направленное на активизацию познавательной деятельности и развитие личности. В процессе языкового обучения важно не только сформировать соответствующие предметные компетенции, но и стимулировать развитие внимания, аналитического мышления, умения работать в команде. Этому способствует большее разнообразие форм и методов учебной деятельности, которые позволяют поддерживать устойчивое внимание и формировать мотивацию к учению.
Разнообразить содержание урока помогает использование игровых методов обучения, которые становятся все более востребованной формой организации учебно-познавательной деятельности на уроке. Учебно-дидактические игры носят развивающий и обучающий характер, помогая в занимательной форме усвоить необходимый материал и навыки работы с ним.
Существует большое количество игровых методов обучения русскому языку, и среди них выделяется метод «пазл», который представляет собой игровую технологию, активизирующую внимание и аналитические способности.
Понятие «пазл», заимствованное из английского языка, означает игру, основанную на собирании целостной картинки путем соединения отдельных элементов, имеющих, как правило, неправильную форму.
Цель участника игры – на основе целостного изображения восстановить всю картину в полном объеме из отдельных фрагментов. Игровые пазлы формируют внимание к деталям, усидчивость, аккуратность, развивают мелкую моторику, приучают анализировать и сопоставлять части и целое для решения задачи.
Метод «пазл» в обучении русскому языку
Головоломки, основанные на применении метода «пазл», можно использовать на уроках русского языка как элемент геймификации учебных заданий, а также как средство визуализации учебного материала.
Пазлы могут быть созданы учителем вручную или же сгенерированы автоматически с помощью онлайн-сервисов создания пазлов. В первом случае ученик получит возможность работать с пазлами на уроке индивидуально или в составе группы, во втором – может использовать пазлы при выполнении домашней работы, а также для дополнительных занятий по предмету.
Характер применения метода «пазл» зависит от этапа урока, на котором он используется:
- в начале урока собирание пазлов может быть приемом сообщения темы урока;
- в ходе актуализации полученных знаний пазл используется для восстановления в памяти учеников необходимых теоретических сведений и практических навыков;
- на этапе закрепления изученного пазлы применяются для отработки умений и навыков.
Пазлы, используемые на уроках русского языка, можно условно разделить на две большие группы:
- Пазлы, являющиеся учебным материалом. Это могут быть фрагменты текста, отдельных терминов, словарных слов, пословиц или фразеологизмов.
- Пазлы, которые не являются дидактическим материалом, а выполняют вспомогательную роль. Например, за правильное выполнение задания ученик или учебная группа получают пазлы, из которых потом собирается целостная картинка.
В первом случае применение метода «пазла» в учебном процессе является более трудоемким и требует от учителя предварительной подготовки, то есть создания учебного материала в виде пазла. Во втором случае специальной подготовки не требуется: педагог может приобрести готовый набор пазлов и использовать его для стимулирования активности учеников при выполнении учебных заданий.
Варианты использования пазлов на уроке разнообразны. Приведем некоторые виды упражнений и заданий, которые основаны на применении данного метода:
- Работа над словарными словами. Ученики получают пазлы, на которых записаны фрагменты словарных слов. Задание состоит в том, чтобы собрать пазл, выписать в тетрадь получившиеся слова, подчеркнуть в них непроверяемые орфограммы.
- Закрепление лингвистической терминологии. Материалом для пазла становятся определения лингвистических терминов. Задача учеников – собрать определения из предложенных фрагментов и определить, какому термину они принадлежат.
- Отработка правописных умений. Ученики получают текст, в котором пропущены буквы и знаки препинания. После самостоятельной или групповой работы над текстом дети получают пазл, содержащий тот же самый текст, но в правильном варианте. Ученики должны собрать текст из фрагментов и использовать его как образец для самопроверки или взаимопроверки.
- Работа над семантизацией новых слов, пополнением синонимических рядов, расширением словарного запаса. Учитель записывает на доске несколько слов, а потом предлагает ученикам собрать пазлы, на которых записаны фрагменты синонимов к записанным словам. Задача учеников – соотнести слова на доске с теми, которые у них получились в результате сборки пазла, и выписать синонимические ряды. Таким же образом можно организовать работы над антонимами, паронимами.
- Работа по развитию связной речи. На подготовительном уроке обучающего характера перед написанием сочинения по картине ученикам можно предложить собрать пазл, сделанный из этой картины. В ходе такой работы дети лучше запомнят мелкие детали и смогут без труда ориентироваться в композиции полотна.
Таким образом, использование метода «пазл» способствует развитию внимательности, прививает усидчивость и помогает разнообразить содержание учебных занятий по русскому языку.