Медиажанр в системе динамических процессов жанрообразования
Традиционно в лингвистике речевой жанр рассматривается как устойчивое коммуникативно-речевое образование, обладающее признаками, относительно медленно изменяющимися во времени, обеспечивающими стабильность жанровой формы и способа осмысления действительности. Но, будучи частью коммуникативной практики, жанр не может постоянно оставаться статичным, неизменным. Жанр отражает особенности времени, в которые он создается и функционирует. К примеру, с началом перестройки газетный жанр передовицы, выражающий единое мнение, был вытеснен жанров авторской колонки, где единому мнению противопоставлен идеологический плюрализм как новая ценность демократической прессы.
Особенно ярко динамические процессы в сфере жанрообразования происходят в медиадискурсе, который отражает особенности современного социума, следовательно, первый реагирует на изменения в информационной среде.
Жанрообразование в медиадискурсе – процесс, связанный с развитием и трансформацией исходных жанров публицистического дискурса в пространстве современных медиа.
Жанрообразование предстает как система взаимосвязанных изменений, которые определяют характер трансформации жанров. Системность процессов жанрообразования определяется:
- Наличием компонентов жанра, которые способны изменяться под действием внешних и внутренних факторов. К ним можно отнести коммуникативную цель, образы адресанта и адресата, событийный ряд, структурно-композиционные особенности, образ будущего, речевые особенности.
- Взаимосвязью медиажанра с окружающей внеязыковой действительностью, а также с другими жанрами в системе коммуникации.
- Наличием условий, которые определяют характер и направление трансформации жанров.
В современном медиадискурсе процессы жанрообразования чрезвычайно активны, что обусловлено рядом причин:
- Широкое распространение СМИ и их доминирующая позиция в системе современной массовой коммуникации.
- Появление электронных СМИ и гибридных жанров, которые совмещают в себе черты традиционной и новой (виртуальной) коммуникации.
- Увеличение информационного потока и необходимость адаптации жанра к изменяющимся информационным нагрузкам.
- Возникновение новых жанров и жанровых форм, которые не были ранее характерны для массмедиа ранее (например, появление блогерской журналистики).
- Развитие «непрофессиональной» журналистики и, как следствие, проникновение традиционных жанров СМИ в «частные» жанровые практик: в личные страницы социальных сетей, блоги, видеоканалы, становящиеся ресурсом публичной коммуникации.
Факторы жанрообразования в медиадискурсе
На процессы жанрообразования действуют многочисленные факторы, которые условно можно отнести к двум группам:
- Экстралингвистические процессы, связанные с действием внешних по отношению к речевым жанрам факторов.
- Собственно речевые процессы, которые влияют на изменение жанров изнутри.
Экстралингвистические факторы определяют объективные причины, которые лежат в основе активных процессов в сфере жанрообразования. К ним можно отнести:
- Господствующую в данный период языкового развития языковую норму.
- Функциональный стиль, в котором создается и развивается жанр.
- Внеязыковой фрагмент действительности, отраженный в тексте, и его диктумное содержание.
- Особенности функционально-смыслового типа речи.
- Субъективные факторы, связанные с личностью автора, характером коммуникативной ситуации, отраженной в тексте, эстетическими принципами его построения, а также маркерами выражения авторской позиции в тексте.
Внутренние (лингвистические) факторы, влияющие на процессы жанрообразования, заключаются в следующем:
- Выбор средств номинации и используемых в тексте синтаксических конструкций.
- Определение индивидуально-стилистического регистра сообщения.
- Форма общения, в которой протекает коммуникация.
- Смысловая цельность и грамматическая связность языковых единиц и обеспечивающие ее языковые средства.
- Используемые категории актуализации семантического субъекта в тексте и другие свойства, определяющие структурные и речевые особенности медиатекста.
Вышеперечисленные факторы позволяют оценить медиажанр как продукт постоянных процессов жанрообразования, происходящих в среде медиа. Кроме этого, можно отметить, что медиажанр выступает, прежде всего, как продукт социального речевого действия, потому что выбор автором определенных приемов и способов организации речевого сообщения в медиадискурсе определяется прагматическими параметрами публичной информационной коммуникации. Ведущие факторы жанрообразования в медиасреде – факторы экстралингвистические, поскольку они задаются сложившимися в обществе отношениями между СМИ и социумом.
Таким образом, жанрообразование в современном медиадискурсе связано с процессами, которые влияют на развитие и трансформацию медиажанров в целом.