Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Медиажанр в системе динамических процессов жанрообразования

Медиажанр в системе динамических процессов жанрообразования

Традиционно в лингвистике речевой жанр рассматривается как устойчивое коммуникативно-речевое образование, обладающее признаками, относительно медленно изменяющимися во времени, обеспечивающими стабильность жанровой формы и способа осмысления действительности. Но, будучи частью коммуникативной практики, жанр не может постоянно оставаться статичным, неизменным. Жанр отражает особенности времени, в которые он создается и функционирует. К примеру, с началом перестройки газетный жанр передовицы, выражающий единое мнение, был вытеснен жанров авторской колонки, где единому мнению противопоставлен идеологический плюрализм как новая ценность демократической прессы.

Особенно ярко динамические процессы в сфере жанрообразования происходят в медиадискурсе, который отражает особенности современного социума, следовательно, первый реагирует на изменения в информационной среде.

Определение 1

Жанрообразование в медиадискурсе – процесс, связанный с развитием и трансформацией исходных жанров публицистического дискурса в пространстве современных медиа.

Жанрообразование предстает как система взаимосвязанных изменений, которые определяют характер трансформации жанров. Системность процессов жанрообразования определяется:

  1. Наличием компонентов жанра, которые способны изменяться под действием внешних и внутренних факторов. К ним можно отнести коммуникативную цель, образы адресанта и адресата, событийный ряд, структурно-композиционные особенности, образ будущего, речевые особенности.
  2. Взаимосвязью медиажанра с окружающей внеязыковой действительностью, а также с другими жанрами в системе коммуникации.
  3. Наличием условий, которые определяют характер и направление трансформации жанров.

В современном медиадискурсе процессы жанрообразования чрезвычайно активны, что обусловлено рядом причин:

«Медиажанр в системе динамических процессов жанрообразования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Широкое распространение СМИ и их доминирующая позиция в системе современной массовой коммуникации.
  2. Появление электронных СМИ и гибридных жанров, которые совмещают в себе черты традиционной и новой (виртуальной) коммуникации.
  3. Увеличение информационного потока и необходимость адаптации жанра к изменяющимся информационным нагрузкам.
  4. Возникновение новых жанров и жанровых форм, которые не были ранее характерны для массмедиа ранее (например, появление блогерской журналистики).
  5. Развитие «непрофессиональной» журналистики и, как следствие, проникновение традиционных жанров СМИ в «частные» жанровые практик: в личные страницы социальных сетей, блоги, видеоканалы, становящиеся ресурсом публичной коммуникации.

Факторы жанрообразования в медиадискурсе

На процессы жанрообразования действуют многочисленные факторы, которые условно можно отнести к двум группам:

  1. Экстралингвистические процессы, связанные с действием внешних по отношению к речевым жанрам факторов.
  2. Собственно речевые процессы, которые влияют на изменение жанров изнутри.

Экстралингвистические факторы определяют объективные причины, которые лежат в основе активных процессов в сфере жанрообразования. К ним можно отнести:

  1. Господствующую в данный период языкового развития языковую норму.
  2. Функциональный стиль, в котором создается и развивается жанр.
  3. Внеязыковой фрагмент действительности, отраженный в тексте, и его диктумное содержание.
  4. Особенности функционально-смыслового типа речи.
  5. Субъективные факторы, связанные с личностью автора, характером коммуникативной ситуации, отраженной в тексте, эстетическими принципами его построения, а также маркерами выражения авторской позиции в тексте.

Внутренние (лингвистические) факторы, влияющие на процессы жанрообразования, заключаются в следующем:

  1. Выбор средств номинации и используемых в тексте синтаксических конструкций.
  2. Определение индивидуально-стилистического регистра сообщения.
  3. Форма общения, в которой протекает коммуникация.
  4. Смысловая цельность и грамматическая связность языковых единиц и обеспечивающие ее языковые средства.
  5. Используемые категории актуализации семантического субъекта в тексте и другие свойства, определяющие структурные и речевые особенности медиатекста.

Вышеперечисленные факторы позволяют оценить медиажанр как продукт постоянных процессов жанрообразования, происходящих в среде медиа. Кроме этого, можно отметить, что медиажанр выступает, прежде всего, как продукт социального речевого действия, потому что выбор автором определенных приемов и способов организации речевого сообщения в медиадискурсе определяется прагматическими параметрами публичной информационной коммуникации. Ведущие факторы жанрообразования в медиасреде – факторы экстралингвистические, поскольку они задаются сложившимися в обществе отношениями между СМИ и социумом.

Таким образом, жанрообразование в современном медиадискурсе связано с процессами, которые влияют на развитие и трансформацию медиажанров в целом.

Дата последнего обновления статьи: 09.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot