Мастер-класс и его место в педагогике
Современное образование является частью инновационной, развивающей общественной среды. В этих условиях особенно актуальными становятся те направления работы, которые связаны с трансляцией передового педагогического опыта, распространения идей, способствующих повышению результатов обучения. Одной из форм обмена опытом и повышения мастерства педагогов является мастер-класс, используемый как эффективный прием повышения уровня методической подготовки учителей-словесников.
Мастер-класс представляет собой форму трансляции педагогического опыта и способ обобщения методических открытий, которые сделал учитель в своей профессиональной деятельности.
От других форм обмена опытом в рамках профессионального общения мастер-класс отличается предметной и практической направленностью, потому что раскрытие своеобразия методики происходит в ходе активной практической деятельности и непосредственного взаимодействия ведущего и аудитории.
Мастер-класс организуется как учебное занятие, которое направлено на вовлечение участников в процесс решения каких-либо познавательных, методических или профессиональных задач с опорой на идеи и концепции, предложенные автором разработки.
Как форма трансляции опыта мастер-класс имеет свои преимущества:
- Способствует свободному, непринужденному диалогу, обмену мнениями, формированию дискуссионных групп.
- Создает условия для практической деятельности в малых группах.
- Отличается творческим характером, оригинальностью, нестандартностью, способствующих вовлечению участников в процесс взаимодействия с организатором – мастером.
- Делает акцент не на сам продукт познания – методику или педагогическую систему, а на творческий процесс его освоения, адаптации под нужды конкретной образовательной системы.
- Формирует принцип свободного и избирательного отношения к предлагаемой методологии, которая воспринимается не как догма, а как стимул для собственного творчества и инновационной деятельности участников.
- Позволяет сохранять и приумножать наиболее продуктивные способы профессиональной деятельности, необходимые для реализации процесса обучения.
Роль мастер-класса в обучении русскому языку
В преподавании русского языка мастер-классы имеют очень большое значение, обусловленное многообразием педагогических инноваций в сфере языкового образования и необходимостью актуализации наиболее эффективных форм преподавания русского языка. Учителя-словесники, обеспокоенные падением уровня грамотности и речевой культуры, угасанием интереса к изучению родного языка и чтению произведений классической литературы, находятся в постоянном поиске новых форм и методов активизации познавательного интереса, развития мотивации, повышения качества преподавания русского языка в школе. Наиболее продуктивные методические разработки в этой сфере становятся материалом для мастер-классов.
Тематика языковых мастер-классов разнообразна и касается разных аспектов преподавания русского языка в школе, а именно:
- развития мотивации и устойчивого интереса к изучению языка;
- активизации учебной деятельности на разных этапах урока;
- работы с одаренными детьми и теми учениками, которые испытывают трудности в освоении учебного предмета;
- применения новых методов и приемов развития интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей учеников;
- апробации игровых, компьютерных, здоровьесберегающих и других педагогических технологий в процессе преподавания русского языка;
- подготовки к экзаменам, олимпиадам;
- организации внеурочной деятельности по предмету и проч.
Подготовка мастер-класса по русскому языку включает несколько этапов:
- Определение темы и задач занятия. На этом этапе педагог решает, какие аспекты своей методической деятельности он желает представить коллегам, а также определяет цели, которые необходимо достичь в ходе проведения занятия.
- Изучение дополнительных источников по теме, обобщение педагогического опыта. Презентуя собственные разработки по какой-либо теме, учитель должен осветить их современное состояние в педагогической науке и методике, подчеркнуть новизну и актуальность своего подхода к проблеме путем систематизации результатов педагогической работы в этой сфере.
- Презентация собственного опыта: описание применяемых методов и приемов, обоснование их эффективности с опорой на количественные и качественные данные, демонстрация продуктов учебной деятельности (например, проектов, лэпбуков, альбомов и проч.).
- Организация практической деятельности участников мастер-класса по применению методики. Педагог показывает коллегам, как можно использовать его методику, предлагая им включиться в различные виды групповой работы или учебно-познавательной деятельности.
- Проведение рефлексии, включающей оценку методики, обмен мнениями, обсуждение впечатлений от работы и мастер-класса в целом.
Мастер-классы сопровождаются иллюстративным материалом: презентациями, видеороликами, слайд-шоу, которые позволяют структурировать информацию, сделав ее наглядной и доступной для слушателей.