Логицизм в языкознании
Под логицизмом понимают логическое направление в языкознании, суть которого заключается в изучении языка через его отношение к знанию и мыслительным категориям философии и логики.
Логическое направление в языкознании исходит из ряда теоретических принципов изучения языка:
- Язык рассматривается как средство познания, поэтому акцент делается на изучении его гносеологических возможностей.
- Все языки независимо от их национальной специфики признаются инвариантными, обладающими общей логической структурой.
- Ориентация на универсальные методы изучения языка, независимые от его конкретных особенностей.
- Приоритет синхронного языкознания.
- Рассмотрение категорий языка через призму логических категорий. Так, предложение соотносится с суждением, слово – с понятием, лексико-грамматические классы – с логическими компонентами суждений и т. п.
- Интерес к изучению синтаксиса как раздела, в котором в наибольшей степени проявляются логические структуры языка.
- Ориентация на содержательный аспект рассматриваемых явлений и категорий языка в их связи с категориями логики.
Как видно из перечисленных характеристик, логицизм характеризуется формальным подходом к изучению языковых единиц, делая акцент на универсальности, общности грамматических категорий, которые мыслятся как формы выражения универсальных категорий мышления.
Зарождение логицизма относят к античности, когда в учении Аристотеля были сформулированы принципы формально-логического описания. В дальнейшем идеи логицизма актуализировались в языкознании в XVII-XIX веках, когда возник рационализм как философское течение, провозгласившее логические принципы изучения всех явлений, в том числе и языка.
Логическое изучение языка основано на представлении о том, что логические структуры, то есть структуры мышления, имею прямое соответствие в языке. Слово в его содержательном аспекте соотносится с понятием, а предложение – с суждением и умозаключением. Даже в структуре предложения усматривалась связь с компонентами суждениями: логический субъект ассоциировался с подлежащим, а предикат – со сказуемым. Особенно явственно влияние логицизма прослеживается в традиции изучения синтаксиса, когда структура предложения рассматривалась через призму формально-логических категорий.
Идеи логического подхода оказались продуктивными при изучении некоторых аспектов языка, например, проблемы семантики и анализа фактического содержания предложения. Так, исследуя значения слова, лингвисты были вынуждены выявить его специфику по отношению как к обозначаемым им объектам реальности, так и к понятиям. Это привело к появлению представлений о наличии у слова двух аспектов соотнесенности: понятийной (сигнификативной) и денотативной (предметной). Значение слова не тождественно понятию, поскольку последнее формируется как мыслительная, а не языковая категория, в то же время языковые обобщения способствуют формированию понятий.
Логицизм также связан с проблемой анализа содержания предложения в аспекте его отношения к реальности: является ли оно сообщением о факте, который подлежит проверки, или же субъективным суждением, истинность которого нельзя проверить. Например, предложение «На улице светит солнце» является утверждением о факте, которое может быть опровергнуто на основе данных эмпирического опыта. В то время как фразы «Вероятно, на улице светит солнце» или «Я думаю, что на улице светит солнце» нельзя отнести к сообщениям о фактах, поскольку они содержат маркеры субъективности, следовательно, не могут быть проверены по критериям истинности и ложности.
Критика логического подхода к анализу языка
К концу XIX века в связи с развитием других подходов к изучению языка (психологического, системного, типологического) положения логического подхода к анализу языка были подвергнуты критике за отождествление собственно речевых явлений с категориями логики. Критика основывалась на том, что не всегда между логическими единицами и единицами языка есть прямое соответствие. Это можно проследить на примере строения предложения, где не всегда мы можем увидеть наличие всех логических компонентов. Например, в предложениях «Весна. Полдень.» логический субъект и предикат отсутствуют, в то время как предложения имеют грамматическую основу и выражают определенную законченную мысль. Существенным недостатком при анализе синтаксиса с помощью логицизма является то, что при отождествлении компонентов предложения с логическими категориями исследователь игнорирует специфику изучаемых языковых явлений, обедняя тем самым предмет изучения.
Логическое направление в языкознании также мешает изучению языка как средства общения, поскольку игнорирует его коммуникативную функцию, зависимость языковых структур от условий общения, а также психологических особенностей коммуникантов.
Таким образом, логицизм в языкознании является одним и аспектов изучения языка с позиций формального соответствия категориям мышления и логики, однако его абсолютизация ведет к размыванию предмета языкознания и подмене собственно языкового анализа логическим.