Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лингвометодические идеи В. В. Бабайцевой

Общая характеристика УМК по редакцией В. В. Бабайцевой

Учебно-методический комплекс под редакцией В. В. Бабайцевой является одним из наиболее авторитетных и распространенных учебных пособий, используемых наряду с другими учебниками русского языка в школьном преподавании. Особенностью этого комплекса является то, что в нем последовательно реализованы лингвометодические идеи автора, касающиеся преподавания русского языка в школе, а также обобщение ее опыта исследовательской деятельности.

Как отмечают методисты, в учебниках под редакцией В. В. Бабайцевой реализован функционально-семантический подход к изучению языковых явлений. Автор стремится рассматривать языковые единицы не только с точки зрения их строения или нормы употребления в речи, но и с позиции их значения и функционирования в языковой системе.

Основным в обучении признается формирование лингвистической компетенции, понимаемой как система навыков использования теоретических сведений о языковой системе и ее свойствах в практике коммуникации. Коммуникативный подход к изучению языковой системы последовательно реализуется при знакомстве с разными ее уровнями, что позволяет сделать обучение ориентированным на практику общения. Это значит, что при значительной роли языковой теории в учебнике уделяется внимание вопросам формирования речевой культуры, развития нормативного строя речи. Так, при изучении фонетики и ее единиц учащиеся знакомятся с орфоэпическими и акцентологическими нормами, осваивают фонетические процессы, закономерности которых влияют на произношение.

Лингвометодические идеи В. В. Бабайцевой

Главная особенность учебного комплекса, в отличие от традиционных учебников по русскому языку, состоит в том, что теоретический материал представлен автором отдельно, в виде системного изложения теории языка по годам обучения. Комплексное описание теории развивает системные представления о языке, способствует формированию целостного взгляда на язык, его функции и место в общественной коммуникации. Накопление и усложнение теоретических сведений по мере прохождения учебной программы отражаются в теоретической части комплекса, способствуя систематизации знаний. В итоге, когда учащийся сталкивается с необходимостью комплексного повторения изученного, он получает возможность обратиться к разным разделам языковой системы и различным аспектам изученного и восстановить имеющиеся пробелы в знаниях.

«Лингвометодические идеи В. В. Бабайцевой» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Практическая часть курса ориентирует учащихся на отработку умений использования на практике усвоенных теоретических сведений. Содержание тренировочного дидактического материала включает различные виды упражнений, охватывающие все виды языковых умений.

Замечание 1

Помимо коммуникативного подхода к изучению языковых явлений, в учебном комплексе Бабайцевой реализован нормативный подход к освоению языковых явлений, который предполагает последовательное знакомство с языковыми нормами и их употреблением в речи.

Нормативный аспект сочетается с формированием исторических сведений о развитии и становлении некоторых норм русского языка, что способствует более глубокому пониманию их сущности. Так, изучение лексического значения слова сопровождается освещением его этимологии. При обращении к формам глагола рассматривается историческая функция и происхождение инфинитива и глагольных форм прошедшего времени. Изучение данных тем способствует выработке взгляда на язык как на исторически изменчивое явление, динамическую систему, находящуюся в постоянном изменении и развитии. Наличие системного подхода к изучению норм русского языка выражается в пристальном внимании автора к проблеме литературного языка и к изучению функциональных стилей речи и их особенностей.

В области развития речи автор учебников реализует подход, который можно назвать нормативно-речевым:

  1. Поэтапно, в течение всего учебного курса происходит становление ортологического аспекта речевой культуры за счет знакомства с литературной нормой и ее освоения.
  2. На специальных уроках (занятиях по развитию речи) происходит целенаправленное формирование навыков составления текстов разных стилей и жанров зависимости от коммуникативной задачи.

Помимо этого, Бабайцева особое внимание уделяет грамматической стороне языка, а именно тем явлениям, которые обычно не рассматриваются в школьном курсе языкознания. Так, в учебниках комплекса освещаются явления грамматической переходности в морфологии и синтаксисе. В частности, учащиеся знакомятся с переходностью на уровне морфологической системы, которая показывает подвижность языковой системы и взаимопроницаемость границ разных грамматических классов. На уровне синтаксиса явление переходности наблюдается в случаях многозначности компонентов предложения, а также при возникновении функционально-семантического изоморфизма компонентов простого и сложного предложения.

Помимо этого, Бабайцева отмечает особую важность развития познавательного интереса и мотивации к изучению русского языка. В учебнике предусмотрены различные элементы занимательности:

  1. Интересные сведения из истории языка и о происхождении отдельных слов.
  2. Лингвистические задачи, требующие нестандартного подхода к их решению.
  3. Кроссворды по пройденному материалу.
  4. Упражнения на развитие языковой догадки, языкового чутья.

Несмотря на появление других учебных комплексов по русскому языку, учебники под редакцией В. В. Бабайцевой остаются востребованными в школьном преподавании и регулярно включаются в Федеральный перечень учебных пособий, рекомендованных для использования в обучении.

Дата последнего обновления статьи: 11.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot