Общая характеристика УМК по редакцией В. В. Бабайцевой
Учебно-методический комплекс под редакцией В. В. Бабайцевой является одним из наиболее авторитетных и распространенных учебных пособий, используемых наряду с другими учебниками русского языка в школьном преподавании. Особенностью этого комплекса является то, что в нем последовательно реализованы лингвометодические идеи автора, касающиеся преподавания русского языка в школе, а также обобщение ее опыта исследовательской деятельности.
Как отмечают методисты, в учебниках под редакцией В. В. Бабайцевой реализован функционально-семантический подход к изучению языковых явлений. Автор стремится рассматривать языковые единицы не только с точки зрения их строения или нормы употребления в речи, но и с позиции их значения и функционирования в языковой системе.
Основным в обучении признается формирование лингвистической компетенции, понимаемой как система навыков использования теоретических сведений о языковой системе и ее свойствах в практике коммуникации. Коммуникативный подход к изучению языковой системы последовательно реализуется при знакомстве с разными ее уровнями, что позволяет сделать обучение ориентированным на практику общения. Это значит, что при значительной роли языковой теории в учебнике уделяется внимание вопросам формирования речевой культуры, развития нормативного строя речи. Так, при изучении фонетики и ее единиц учащиеся знакомятся с орфоэпическими и акцентологическими нормами, осваивают фонетические процессы, закономерности которых влияют на произношение.
Лингвометодические идеи В. В. Бабайцевой
Главная особенность учебного комплекса, в отличие от традиционных учебников по русскому языку, состоит в том, что теоретический материал представлен автором отдельно, в виде системного изложения теории языка по годам обучения. Комплексное описание теории развивает системные представления о языке, способствует формированию целостного взгляда на язык, его функции и место в общественной коммуникации. Накопление и усложнение теоретических сведений по мере прохождения учебной программы отражаются в теоретической части комплекса, способствуя систематизации знаний. В итоге, когда учащийся сталкивается с необходимостью комплексного повторения изученного, он получает возможность обратиться к разным разделам языковой системы и различным аспектам изученного и восстановить имеющиеся пробелы в знаниях.
Практическая часть курса ориентирует учащихся на отработку умений использования на практике усвоенных теоретических сведений. Содержание тренировочного дидактического материала включает различные виды упражнений, охватывающие все виды языковых умений.
Помимо коммуникативного подхода к изучению языковых явлений, в учебном комплексе Бабайцевой реализован нормативный подход к освоению языковых явлений, который предполагает последовательное знакомство с языковыми нормами и их употреблением в речи.
Нормативный аспект сочетается с формированием исторических сведений о развитии и становлении некоторых норм русского языка, что способствует более глубокому пониманию их сущности. Так, изучение лексического значения слова сопровождается освещением его этимологии. При обращении к формам глагола рассматривается историческая функция и происхождение инфинитива и глагольных форм прошедшего времени. Изучение данных тем способствует выработке взгляда на язык как на исторически изменчивое явление, динамическую систему, находящуюся в постоянном изменении и развитии. Наличие системного подхода к изучению норм русского языка выражается в пристальном внимании автора к проблеме литературного языка и к изучению функциональных стилей речи и их особенностей.
В области развития речи автор учебников реализует подход, который можно назвать нормативно-речевым:
- Поэтапно, в течение всего учебного курса происходит становление ортологического аспекта речевой культуры за счет знакомства с литературной нормой и ее освоения.
- На специальных уроках (занятиях по развитию речи) происходит целенаправленное формирование навыков составления текстов разных стилей и жанров зависимости от коммуникативной задачи.
Помимо этого, Бабайцева особое внимание уделяет грамматической стороне языка, а именно тем явлениям, которые обычно не рассматриваются в школьном курсе языкознания. Так, в учебниках комплекса освещаются явления грамматической переходности в морфологии и синтаксисе. В частности, учащиеся знакомятся с переходностью на уровне морфологической системы, которая показывает подвижность языковой системы и взаимопроницаемость границ разных грамматических классов. На уровне синтаксиса явление переходности наблюдается в случаях многозначности компонентов предложения, а также при возникновении функционально-семантического изоморфизма компонентов простого и сложного предложения.
Помимо этого, Бабайцева отмечает особую важность развития познавательного интереса и мотивации к изучению русского языка. В учебнике предусмотрены различные элементы занимательности:
- Интересные сведения из истории языка и о происхождении отдельных слов.
- Лингвистические задачи, требующие нестандартного подхода к их решению.
- Кроссворды по пройденному материалу.
- Упражнения на развитие языковой догадки, языкового чутья.
Несмотря на появление других учебных комплексов по русскому языку, учебники под редакцией В. В. Бабайцевой остаются востребованными в школьном преподавании и регулярно включаются в Федеральный перечень учебных пособий, рекомендованных для использования в обучении.