Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лингвокраеведческая работа в школе

Лингвокраеведческая работа в школе: понятие, цели и основные особенности

Изучение родного языка в школе базируется на связи с культурой этноса и малой родины. Известно, что язык является проводником культурных особенностей, поэтому его связи с традициями, обычаями, менталитетом определенной местности проявляется очень ярко. Задача школьного обучения – помочь ребенку увидеть эту связь и использовать богатый лингвокультурологический потенциал малой родины для развития собственной языковой личности.

Определение 1

Лингвокраеведение представляет собой разновидность лингвистических исследований, в центре внимания которых находится языковая ситуация той или иной местности в аспекте ее связи с историей, традициями и культурой народа.

Замечание 1

С точки зрения методики преподавания русского (родного) языка в рамки лингвокраеведческой работы включается все, что связано с региональным языковым компонентом образования: диалекты, ономастика, включая топонимику, речевой этикет, фольклор, а также местное литературное творчество.

Введение в школьный курс русского языка элементов лингвокраеведения предполагает решение следующих учебных задач:

  1. Знакомство со структурно-функциональными особенностями русского языка в определенной местности (регионе).
  2. Погружение в историю, культуру и традиции народа через его язык и речевое творчество.
  3. Обогащение словарного запаса региональной лексикой.
  4. Расширение представлений о национальном своеобразии языка в каждой местности, а также о богатстве русского языка как средства общенационального общения.

Источниками лингвокраеведческой работы является различный языковой материал:

  1. Произведения региональной поэзии и прозы.
  2. Архивные материалы, сохранившие сведения об истории региона.
  3. Устные источники (местные говоры, речь носителей языка, местный фольклор).
«Лингвокраеведческая работа в школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Особое значение в работе с данным материалом приобретает организация исследовательской работы школьников, особенно проектный метод, в рамках которого дети получают возможность изучать тот аспект региональной языковой ситуации, представляющий для них наибольший интерес.

Другой особенностью преподавания лингвокраеведческих знаний является их интегративный характер. Например, при изучении топонимики ученикам необходимо задействовать не только сведения в области языкознания, но и обращаться к географии, истории региона. Изучая фольклор и региональные художественные произведения, дети обращаются к тем знаниям, которые получены на уроках литературы, мировой художественной культуры.

В процессе проектной работы, направленной на сбор и анализ языкового материала, дети получают ценный опыт организации и проведения самостоятельного исследования, осваивают методы и приемы проведения исследований: социологические (опрос, анкетирование, языковое интервью), диалектологические (метод сбора диалектного материала), описательные, типологические и проч.

Формы и методы организации лингвокраеведческой работы

Отличаются разнообразием и вызывают и учеников интерес применяемые при преподавании формы и методы работы. Изучение лингвокраеведческого материала может осуществляться двумя путями:

  1. Включение регионального компонента в уроки русского языка как часть дидактического материала. С этой целью используются тексты, отражающие региональную специфику, а также диалектные слова, топонимы, пословицы и поговорки, стенограммы устной речи носителей местных говоров и проч.
  2. Организация специальной факультативной или кружковой работы во внеурочное время.

Формы работы, применяемые в лингвокраеведческом обучении, отличаются разнообразием:

  1. Лингвистическая экскурсия, направленная на знакомства с региональными языковыми особенностями.
  2. Урок-путешествие, связанный со знакомством с каким-либо аспектом региональной языковой тематики.
  3. Урок-лаборатория, направленный на исследование характерных особенностей местной речи (например, ее фонетической организации, лексики, грамматики).
  4. Урок-практикум, на котором организуется работа по анализу тексту региональной специфики.
  5. Урок-коллоквиум, в ходе которого обсуждаются актуальные языковые проблемы региона.
  6. Урок-защита проекта лингвокраеведческой тематики.
  7. Урок-игра и проч.

Методы, применяемые в процессе лингвокраеведческой работы, носят практико-ориентированный характер и направлены на совершенствование речевой культуры учеников:

  1. Различные упражнения, направленные на литературное редактирование текстов.
  2. Комплексный анализ текста.
  3. Лингвопоэтический анализ произведений фольклора.
  4. Фонетический и лексико-грамматический разбор.
  5. Этимологический анализ.
  6. Частично-поисковый и проектный метод.

Организация лингвокраеведческой работы в школе не только обогащает представления учеников о родном языке и его роли в развитии культуры малой родины, но и способствует формированию целостного представления о языке и его месте в жизни общества.

Дата последнего обновления статьи: 06.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot