Лингвокоучинг в обучении иностранным языкам
В современной ситуации обучения значительную роль играет педагогическая психология, а именно: психологические аспекты формирования знаний и умений, а также вопросы, связанные с развитием эмоционально-волевой сферы личности в процессе обучения, формирования эмоционально-ценностного отношения к учебе. Успешность обучения связывается не только с его качеством, используемыми технологиями и методами, но и с психологическими компонентами: мотивацией, развитием интереса к изучаемому феномену, а также формированием положительного отношения к учебной деятельности в целом. Поэтому вопросы, которые решаются в ходе развития психологических факторов обучения, не входят в компетенцию обычного учителя или репетитора, сосредоточенного в основном на формировании предметных компетенций. В связи с этим в языковом образовании в последнее время приобретает популярность фигура коуча, осуществляющего руководство именно процессами развития познавательно-мотивационной и волевой сфер обучающегося.
Лингвокоучинг представляет собой направление в языковом образовании, связанное с поддержкой учебной мотивации, развитием положительного отношения к обучению, выработкой эффективной стратегии обучения, а также организацией тайм-менеджмента в образовании.
Лингвокоуч – специалист, сочетающий в себе функции педагога РКИ и психолога, занимающийся не предметной подготовкой, а психолого-педагогическим и организационным сопровождением процессов обучения русскому языку как иностранному.
Основные проблемы, с которыми работает лингвокоуч в процессе языкового сопровождения обучающегося:
- Низкая мотивация, отсутствие желания учить язык, неразвитый познавательный интерес.
- Наличие негативного опыта усвоения языка в прошлом и, как следствие, нежелание учить его в настоящем.
- Присутствие коммуникативных барьеров в общении, вызванных психологическим дискомфортом от общения на чужом языке, страхом неудачи или ошибки.
- Неумение организовать процесс самостоятельной работы в ходе изучения языка.
- Незнание основ тайм0менеджмента, нехватка времени на изучение языка.
Лингвокоучинг в преподавании РКИ
В последнее время лингвокоучинг стал использоваться не только при работе с теми, кто занимается европейским языками, но и в преподавании РКИ. Многие учебные заведения, работающие со студентами-иностранцами, осознали необходимость введения лингвокоучинга в процесс языковой подготовки инофонов, с которыми на этапе довузовского образования работает куратор, помогающий освоиться в чужой языковой среде и начать изучать русский язык как иностранный.
Основные отличия преподавателя РКИ и лингвокоуча заключаются в следующем:
- Преподаватель РКИ отвечает за усвоения языкового материала и формирование коммуникативно-речевых компетенций; коуч сосредоточен на развитии учебной мотивации, формировании психологических аспектов обучения.
- Преподаватель РКИ осуществляет учебно-контролирующую функцию; коуч – диагностическую и сопровождающую.
- В сферу деятельности преподавателя входит развитие речевой деятельности; коуч занимается развитием эмоционально-волевой сферы личности.
- Преподаватель организует деятельность обучающихся во время учебного занятия; коуч отвечает за планирование и организацию самостоятельной языковой подготовки.
Помимо перечисленных задач, в систему работы лингвокоуча входят следующие направления:
- Помощь в языковой адаптации, переходе из одной языковой системы в другую.
- Развитие социокультурных навыков коммуникации.
- Погружение инофонов в среду функционирования русского языка, в различные культурно-массовые мероприятия для знакомства с русским искусством, традициями, обычаями.
- Обеспечения общения инофонов с русскоязычными студентами для создания благоприятной коммуникативно-речевой среды.
- Обеспечение инофонов необходимыми источниками дополнительной информации для овладения русским языком на уровне, необходимо для успешной социализации и включением в учебный процесс.
Перед лингводидактикой стоит проблема подготовки лингвокоучей, которые бы сочетали языковую и лингвометодическую подготовку с психологической, помогая студентам-инофонам адаптироваться в чуждой для них языковой среде. В настоящее время специальных программ обучения лингвокоучей не существует, чаще всего эту функцию берет на себя либо куратор учебной группы, либо преподаватель РКИ, либо волонтеры, сопровождающие процесс обучения студентов-иностранцев.
Лингвокоучинг может осуществляться в двух формах:
- На постоянной основе в процессе изучения РКИ (особенно на начальных этапах языкового обучения).
- Периодически в консультационной форме, когда студент-инофон обращается за помощью к коучу при возникновении трудностей в плане учебной мотивации, общения с преподавателем, организации самостоятельной работы над темами.
Особое значение лингвокоучинг имеет при дистанционном обучении, когда отсутствует личный контакт преподавателя и студента, а также в процессе самостоятельного обучения РКИ. Поэтому лингвокоучинг востребован в работе онлайн-школ и языковых центров, в заочном обучении, а также в самообразовании.