Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лингводидактический дискурс преподавателя РКИ: понятие и функции

Лингводидактический дискурс преподавателя РКИ: понятие и функции

В процессе преподавания русского языка как иностранного преподаватели сталкиваются с необходимостью организации своей речи на занятии для реализации различных задач обучения. Очевидно, что специфика речи преподавателя обусловлена не только содержанием обучения, но и необходимостью коммуникации с инофонами, не в полной мере владеющими коммуникативной системой русского языка.

Особенности учебной речи преподавателя РКИ определяются контекстом лингводидактического дискурса, который обладает собственными целями, задачами, содержанием и составом участников.

Определение 1

Лингводидактический дискурс представляет собой особую коммуникативную среду, включающую высказывания участников образовательного процесса, а также сопутствующий им лингвокультурологический контекст.

Лингводидактический дискурс является разновидностью педагогического дискурса, направленного на реализацию образовательных функций в процессе изучения иностранного языка. Как и педагогический дискурс в целом, лингводидактический дискурс включает двух участников процесса коммуникации:

  1. Преподавателя, которому принадлежит роль инициатора и организатора обучения.
  2. Обучающихся, выступающих как активные субъекты учебной деятельности в процессе усвоения учебного материала и взаимодействующих друг с другом и с педагогом.

Другая особенность лингводидактического дискурса состоит в том, что он функционирует на стыке научного лингвистического дискурса и методического, представляя собой «адаптацию» лингвистических понятий для нужд обучения РКИ. Данная специфика лингводидактического дискурса определяет его сложность и многоаспектность в процессе коммуникации, поскольку он включает в себе элементы метаязыка лингвистики, требует от обучающихся знакомства с терминологической базой и основными понятиями языкознания.

«Лингводидактический дискурс преподавателя РКИ: понятие и функции» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основные функции лингводидактического дискурса преподавателя РКИ:

  1. Информационно-разъясняющая функция, направленная на обеспечение понимания контекста учебной ситуации и задач учебной деятельности в процессе занятия.
  2. Обучающая функция, связанная с передачей знаний в той форме, которая наиболее адекватна для восприятия и усвоения инофонами данного уровня подготовки.
  3. Мотивационная функция, направленная на стимулирование учебной деятельности, развитие познавательных интересов и желания учиться.
  4. Организационная функция, связанная со структурирование учебной деятельности на занятии, координации учебных действий и операций обучающихся, способствующих достижению цели обучения.
  5. Диагностическая функция, предполагающая выявление уровня языковой подготовки на каждом этапе обучения для корректировки и планирования учебной деятельности.
  6. Контролирующая функция, направленная на выявление уровня текущей и итоговой языковой подготовки на основании анализа учебных достижений.

Языковые особенности лингводидактического дискурса

В процессе обучения преподаватель как участник лингводидактического дискурса использует специальные языковые средства, способствующие реализации данных функций. При отборе языковых средств обучения преподаватель РКИ ориентируется на следующие принципы:

  1. Соответствие используемых единиц, их лексического, грамматического, семантического уровня языковым возможностям инофонов, их уровня языковой подготовки.
  2. Минимизация специальной терминологии лингвистики и переориентация понятийного аппарата на нужды учеников.
  3. Структурирование используемых языковых единиц и терминов в соответствии с изучаемыми темами и разделами учебного курса.
  4. Семантизация новых понятий, с которыми происходит работа на занятии.
  5. Сочетание вербального и невербального компонента (схематической наглядности) для обеспечения работы различных каналов восприятия информации.
  6. Точность словоупотребления, избегание многозначности и метафоричности при передаче конкретного предметного содержания.
  7. Опора на речевой контекст при изучении грамматических тем.

Лингводидактический дискурс преподавателя РКИ включает несколько составляющих:

  1. Коммуникативную цель, которая реализуется в процессе общения на занятии.
  2. Статусно-ролевые характеристики педагога как участника коммуникации (характер коммуникативного дистанцирования, этикетно-ролевые нормы педагогического общения).
  3. Совокупность речевых стратегий и тактик, используемых для организации педагогического общения.
  4. Языковые средства, используемые в процессе обучения и взаимодействия с учениками.
  5. Речевые жанры педагогического дискурса и их характеристики, влияющие на характер коммуникации.
  6. Лингвострановедческие и социокультурные компоненты коммуникации (речевой этикет, паттерны речевого поведения), отражающие особенности русской коммуникативной культуры.

Лингводидактический дискурс преподавателя в контексте обучения РКИ является важным аспектом учебной коммуникации и функционирует в пространстве педагогического общения наряду с дискурсом обучающихся.

Дата последнего обновления статьи: 24.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot