Лингводидактический дискурс преподавателя РКИ: понятие и функции
В процессе преподавания русского языка как иностранного преподаватели сталкиваются с необходимостью организации своей речи на занятии для реализации различных задач обучения. Очевидно, что специфика речи преподавателя обусловлена не только содержанием обучения, но и необходимостью коммуникации с инофонами, не в полной мере владеющими коммуникативной системой русского языка.
Особенности учебной речи преподавателя РКИ определяются контекстом лингводидактического дискурса, который обладает собственными целями, задачами, содержанием и составом участников.
Лингводидактический дискурс представляет собой особую коммуникативную среду, включающую высказывания участников образовательного процесса, а также сопутствующий им лингвокультурологический контекст.
Лингводидактический дискурс является разновидностью педагогического дискурса, направленного на реализацию образовательных функций в процессе изучения иностранного языка. Как и педагогический дискурс в целом, лингводидактический дискурс включает двух участников процесса коммуникации:
- Преподавателя, которому принадлежит роль инициатора и организатора обучения.
- Обучающихся, выступающих как активные субъекты учебной деятельности в процессе усвоения учебного материала и взаимодействующих друг с другом и с педагогом.
Другая особенность лингводидактического дискурса состоит в том, что он функционирует на стыке научного лингвистического дискурса и методического, представляя собой «адаптацию» лингвистических понятий для нужд обучения РКИ. Данная специфика лингводидактического дискурса определяет его сложность и многоаспектность в процессе коммуникации, поскольку он включает в себе элементы метаязыка лингвистики, требует от обучающихся знакомства с терминологической базой и основными понятиями языкознания.
Основные функции лингводидактического дискурса преподавателя РКИ:
- Информационно-разъясняющая функция, направленная на обеспечение понимания контекста учебной ситуации и задач учебной деятельности в процессе занятия.
- Обучающая функция, связанная с передачей знаний в той форме, которая наиболее адекватна для восприятия и усвоения инофонами данного уровня подготовки.
- Мотивационная функция, направленная на стимулирование учебной деятельности, развитие познавательных интересов и желания учиться.
- Организационная функция, связанная со структурирование учебной деятельности на занятии, координации учебных действий и операций обучающихся, способствующих достижению цели обучения.
- Диагностическая функция, предполагающая выявление уровня языковой подготовки на каждом этапе обучения для корректировки и планирования учебной деятельности.
- Контролирующая функция, направленная на выявление уровня текущей и итоговой языковой подготовки на основании анализа учебных достижений.
Языковые особенности лингводидактического дискурса
В процессе обучения преподаватель как участник лингводидактического дискурса использует специальные языковые средства, способствующие реализации данных функций. При отборе языковых средств обучения преподаватель РКИ ориентируется на следующие принципы:
- Соответствие используемых единиц, их лексического, грамматического, семантического уровня языковым возможностям инофонов, их уровня языковой подготовки.
- Минимизация специальной терминологии лингвистики и переориентация понятийного аппарата на нужды учеников.
- Структурирование используемых языковых единиц и терминов в соответствии с изучаемыми темами и разделами учебного курса.
- Семантизация новых понятий, с которыми происходит работа на занятии.
- Сочетание вербального и невербального компонента (схематической наглядности) для обеспечения работы различных каналов восприятия информации.
- Точность словоупотребления, избегание многозначности и метафоричности при передаче конкретного предметного содержания.
- Опора на речевой контекст при изучении грамматических тем.
Лингводидактический дискурс преподавателя РКИ включает несколько составляющих:
- Коммуникативную цель, которая реализуется в процессе общения на занятии.
- Статусно-ролевые характеристики педагога как участника коммуникации (характер коммуникативного дистанцирования, этикетно-ролевые нормы педагогического общения).
- Совокупность речевых стратегий и тактик, используемых для организации педагогического общения.
- Языковые средства, используемые в процессе обучения и взаимодействия с учениками.
- Речевые жанры педагогического дискурса и их характеристики, влияющие на характер коммуникации.
- Лингвострановедческие и социокультурные компоненты коммуникации (речевой этикет, паттерны речевого поведения), отражающие особенности русской коммуникативной культуры.
Лингводидактический дискурс преподавателя в контексте обучения РКИ является важным аспектом учебной коммуникации и функционирует в пространстве педагогического общения наряду с дискурсом обучающихся.