Лингвистическое искусствоведение как область филологических исследований
Лингвистическое искусствоведение – междисциплинарная область исследований, изучающая вопросы отношения искусства (в частности, литературы) к языку.
Первоначально вопросы, связанные с взаимодействием языка и искусства, изучением эстетических возможностей речи, рассматривались в рамках стилистики и поэтики, однако уже в середине XX века о необходимости создания лингвистического искусствоведения как самостоятельной отрасли исследований говорил В. В. Виноградов. Наибольший вклад в разработку пробоем связи языка и искусства внес М. М. Бахтин, благодаря работам которого наметились основные направления лингвистического искусствоведения:
- Исследование художественно-эстетических возможностей языка в рамках творчества одного писателя.
- Изучение вопросов взаимодействия языка и различных направлений искусства.
Основным объектом изучения в рамках лингвистического искусствоведения выступают художественные произведения. Исследователя интересует, какие принципы заложены в основу речевой организации художественного материала, как они связаны с творчеством автора и особенностями того или иного художественного метода, которого он придерживался.
В лингвистическом искусствоведении рассматриваются два взгляда на природу художественно-эстетической функции слова, заложенные в творчестве писателей реалистического и модернистского толка. Лингвоэстетическая концепция реалистов заключается в примате содержания над формой, в то время как модернисты провозглашают безусловный приоритет художественной формы и ее ценность для художественного текста.
Эти взгляды формируют два аспекта лингвоэстетических исследований:
- Смысловой анализ текста, в котором языковая форма рассматривается как ключ к интерпретации художественного содержания.
- Лингвопоэтический анализ, направленный на выявление содержательной и художественно-эстетической функции языка произведения.
Следует отметить, что подобное разделение является условным, так как в реальности форма и содержание текста представляют собой нерасторжимое единство, которое требует целостного осмысления и анализа.
Основные понятия лингвистического искусствоведения
Лингвистическое искусствоведение оперирует собственной терминологией, имеющей свою специфику и отличающейся от лингвистической понятий базы.
Центральное понятие, используемое в лингвоэстетических исследованиях, - художественное слово, под которым понимается язык художественного текста, выступающий в эстетической функции.
Художественному слову присущи следующие характеристики:
- Образность: слово служит для передачи эстетического содержания, воплощая представления автора о мире и человеке.
- Эмоциональность: слово в художественном тексте окрашено переживаниями, чувствами автора.
- Субъективность: художественная речь представляет собой разновидность индивидуально-авторского взгляда на мир.
- Художественность: речь в произведениях литературы не тождественна обыденной речи, она определенным образом организована, ориентируется на эстетические принципы литературных направлений и школ и господствующий художественный идеал.
Стиль – это понятие, используемое в значении индивидуальной речевой манеры автора, а также в качестве синонима художественной организации текста, обусловленной требованиями эстетического канона.
Художественные языковые средства – это ресурсы языка, способные выполнять художественно-эстетическую функцию и используемые в произведении для выражения определенного содержания, воздействия на читателя и передачи эмоций, чувств автора и его взгляда на мир.
Помимо данных терминов в лингвоэстетических исследованиях также применяется концепция полифонического слова, впервые сформулированная в трудах М. М. Бахтина и заключающаяся в оценке художественного слова с точки зрения его культурно-прагматической функции.
Лингвоэстетическая концепция «полифонического» слова
Специфика взглядов М. М. Бахтина на природу взаимодействия искусства и слова заключалась в том, что ученый оценивал художественную форму с коммуникативных позиций, отмечая ее диалогическую природу.
Слово в художественном тексте можно оценить с точки зрения двух принципов:
- Монологического, когда слово понимается как средство выражения мысли, передачи содержания, не предполагающего ответной реакции читателя.
- Диалогического (полифонического), при котором слово оценивается как результирующее равноправных точек зрения: автора, героя, читателя.
Такое понимание художественного слова подготовило почву для возникновения учения о дискурсе как речевом произведении, взятом в контексте его создания (порождения). Диалогическая, дискурсивная природа художественного текста лежит в основе современных исследований, посвященных языку и стилю произведений литературы.