Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лингвистический «детектив» как форма лингвистического обучения

Лингвистический «детектив» как форма лингвистического обучения

Обучение русскому языку – длительный процесс, в ходе которого постоянно нужно поддерживать интерес учеников, сохранять на высоком уровне учебную мотивацию, что не всегда удается из-за разного уровня подготовки детей, состава изучаемых тем или иных факторов, обусловливающих рутинность образовательной среды. В этой ситуации педагог постоянно находится в поиске приемов активизации деятельности учеников на уроке, чтобы реализовать обучение на должном уровне сознательности и активности. Использование формы лингвистического «детектива» способствует вовлечению детей в решение языковых задач разного уровня сложности и помогает педагогу поддерживать интерес к языковому материалу.

Определение 1

Лингвистические «детектив» - это игровая форма организации учебного процесса, в основе которой лежит поиск ответа на проблемный вопрос. В соответствии с логикой данной дидактической формы проблемный вопрос предстает на уроке как детективная загадка (преступление), а процесс поиска ее решения организован как расследование преступления.

Использование игровой формы помогает переключить внимание детей на решение познавательной задачи, снизив уровень эмоционального напряжения или тревожности от осознания сложности изучаемой темы. Многочисленные исследования показывают, что даже самые трудные вопросы грамматики и правописания усваиваются легче, если они подаются в игровой форме, знакомой и понятной детям. Особенно важно это для младших школьников и учеников пятых-шестых классов, которым сложно контролировать свою учебную деятельность, концентрировать внимание на протяжении длительного времени и целенаправленно осваивать содержание материала.

Технология проведения урока в форме лингвистического «детектива»

Лингвистический «детектив» основан на техниках проблемного обучения. В центре урока, построенного с помощью данной формы организации процесса обучения, лежит задание проблемного характера. Его решение, как правило, требует от ученика освоения новых знаний или способов действия. Однако они не даются детям в готовом виде, а урок выстраивается таким образом, чтобы дети сами пришли к обнаружению этих новых для них способов действий, выполняя различные учебные задания.

«Лингвистический «детектив» как форма лингвистического обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Рассмотри решение проблемных ситуаций и формируемые в процессе этой деятельности операциональные умения и навыки на примере урока по теме «Части речи». В ходе этого учебного занятия перед учениками была поставлена проблемная ситуация в форме лингвистического «детектива». Из текста были «похищены» слова различных частей речи, задача юных детективов-лингвистов состоит в том, чтобы вернуть похищенные слова, основываясь на знании об их значении, морфологических признаках, роли в предложении, особенностях лексической сочетаемости. В ходе подготовительной работы по сбору «улик» дети составляют портреты-ориентировки известных им частей речи, вспоминая их характерные особенности. Результаты групповой работы заносится в специальное «досье» (в тетради). Далее ученики собирают вещественные доказательства, анализируя текст, его тему, основную мысль, состав и значение деформированных предложений. В ходе работы над разными фрагментами текста у рабочих групп появляются «версии» относительно частеречной пропавших слов. После этого дети проводят «следственный эксперимент»: восстанавливают пропущенные слова, подходящие по смыслу и грамматически. Результаты работы обсуждаются коллективно. По итогам совместной работы «версии» подтверждаются или опровергаются. В конце урока дети проводят «экспертизу», оценивая индивидуальную и групповую работу на уроке.

Урок, проведенный в такой форме, получается более интересным и увлекательным, а материал, подлежащий повторению, традиционно воспринимаемый как наиболее «скучная» часть грамматик, становится личностно значимым. Кроме этого, в процессе учебного «расследования» дети обучаются следующим умениям и навыкам:

  1. Планировать свою учебную деятельность, реализовывать последовательно все ее этапы и контролировать результат.
  2. Распределять роли в группе, совместно решать задачи, дискутировать, защищать свою точку зрения и оценивать ответ товарища.
  3. Структурировать учебный материал, выделять в нем главное и второстепенное.
  4. Наблюдать за словом, его лексическим окружением.
  5. Выдвигать гипотезы на основе анализа фактов и искать пути их подтверждения.
  6. Сопоставлять грамматическое и лексическое значение слова.
  7. Определять синтаксическую роль слов в предложении.
  8. Осуществлять морфологический разбор.

Форма лингвистического «детектива» удобна тем, что ее можно приспособить к изучению практически любой темы: правописной, грамматической, лексической, стилистической. Особенно актуальна она при изучении нового, а также на этапах повторения и обобщения материала. Возможно проведение цикла уроков детективной направленности, посвященного одному языковому явлению. Например, при изучении темы «Лексика» в шестом классе возможно организовать учебные занятия как лингвистические «детективы», связанные с расследованием тайн слов, касающихся их значения, происхождения, употребления и проч.

Лингвистические «детективы» требуют значительной подготовительной работы, однако их использование на уроке делает процесс обучения более эффективным.

Дата последнего обновления статьи: 26.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot