Лингвистический аспект литературной мистификации
Литературная мистификация – это художественное средство (прием), которое используется для создания намеренного введения читателя в заблуждения относительно авторства или иных аспектов создания какого-либо произведения.
Литературная мистификация создается с помощью различных приемов и может быть связана как с творчеством отдельного автора, так и выступать результатом коллективного творчества.
Признаками литературной мистификации могут быть использование несуществующего автора или периода создания текста, приписывание авторства другому лицу (или группе лиц), а также использование необычных и экспериментальных языковых форм. Литературная мистификация может быть использована как для развлечения читателей, так и для осуществления авторских замыслов сатирического или полемического характера.
Литературная мистификация связана с использованием широкого спектра языковых и литературных приемов, которые могут применяться как для придания тексту дополнительного смысла, так и для достижения художественного эффекта произведения. Рассмотрим некоторые приемы литературной мистификации:
- Игра слов является одним из наиболее распространенных языковых приемов, используемых в литературной мистификации. Она позволяет использовать слова с неожиданными значениями, вызывать яркие ассоциаций и нередко имеет пародийный характер Примером такой мистификации может быть приписыванием Н. В. Гоголем авторства сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» пасечнику по имени Рудый Панько, где «рудый» означает «рыжий» (атрибут «рыжий» – маркер литературного трикстера).
- Каламбур – это игра слов, в которой слова звучат одинаково, но имеют разные значения. Часто каламбур используется в художественном произведении, чтобы создать комический эффект, вызвать смех читателя. К примеру, поэт К. Н. Батюшков, будучи членом литературного общества «Арзамас», имел прозвище «Ахилл», которое было переосмыслено в аспекте каламбура: Ахилл – «ах, хил» (намек на слабое здоровье К. Батюшкова).
- Ирония – это прием, в котором комический эффект основан на противоречии между подразумеваемым и прямым значением. Целью использования иронии может быть как создание комического эффекта, так и выражение авторского отношения к изображаемому. К примеру, авторская маска А. С. Пушкина – Иван Петрович Белкин – описывается в нарочито комическом ключе, подчеркивается его связь с литературной традицией (например, с образом Митрофанушки из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»).
- Гипербола – это прием, который используется в литературной мистификации для преувеличения значений. К примеру, французский писатель-классик Проспер Мериме, создавая литературную маску Коалы Газуль, даже заказал свой портрет в дамском платье, придумал вымышленной испанке биографию и проч.
- Пародия – это прием, в котором автор не просто играет со словами, но целенаправленно воспроизводит стиль писателя или произведения. Обычно целью пародии является создание юмористического эффекта и критика оригинального произведения. Таковы, например, пародии К. Пруткова на Г. Гейне.
Семантика и прагматика литературной мистификации
Семантика и прагматика литературной мистификации связаны с тем, как создание произведений, нацеленных на сознательное введение читателя в заблуждение, может влиять на понимание и восприятие литературы.
Семантика литературной мистификации связана с содержанием произведения, его смыслом и внутренними связями. Литературная мистификация может использоваться для передачи скрытого смысла, создания аллегорических образов или иронических намеков на общественные явления. Такие цели, например, преследовали авторы литературной мистификации Козьма Прутков, создавая образ ограниченного, самовлюбленного, не очень умного чиновника, узурпировавшего права на литературное творчество.
Прагматика литературной мистификации связана с ее целью и функциональным значением. Литературная мистификация может быть использована как для создания художественного эффекта, так и для передачи читателю определенного художественного содержания, которое он «прочитывает» на основе своего культурного опыта. В качестве примера можно привести многочисленные «литературные маски» в литературе эпохи романтизма, которые являются следствием установки на жизнетворчество, а также попыткой автора дистанцироваться от изображаемых событий. Литературные мистификации Серебряного века, помимо художественно-эстетической, имели также и сугубо прагматические функции, связанные с привлечением внимания читателей к произведениям и авторам. Таковой, например, была литературная маска «Черубины де Габриак, под которой скрывалась Елизавета Дмитриева.
В целом литературная мистификация является сложным явлением, которое можно анализировать через объединение в аспекте семантики и прагматики. Ее использование в литературе может иметь различные цели и художественные эффекты, что делает ее востребованным объектом анализа текста.