Лингвистическая экскурсия как форма организации учебной деятельности
В настоящее время большое внимание в языковом образовании уделяется формированию коммуникативной компетенции, то есть способности использовать лингвистические знания в практической речевой деятельности. Отсюда – появление интереса к таким формам обучения, которые способствуют формированию коммуникативных умений и навыков.
Экскурсия – это традиционная форма организации учебного процесса, предполагающая проведение занятия на базе учреждения, принципы работы которого представляют собой познавательную ценность.
В школе часто практикуются экскурсии в музеи, театры, на предприятия. Однако не всегда экскурсия может быть проведена как выездное мероприятие, поскольку ее организация сопряжена с рядом трудностей. В этом случае широко применяется так называемая заочная экскурсия, которая проводится с использованием современных информационных технологий, позволяющих обеспечить эффект присутствия.
Лингвистическая экскурсия – нетрадиционная форма проведения учебного занятия по русскому языку, которое предполагает организацию учебного процесса в виде виртуального путешествия, имеющего познавательный характер.
Как дидактический прием лингвистическая экскурсия обладает рядом преимуществ:
- Развитие мотивации школьников, формирование интереса к изучению родного языка.
- Стимулирование воображения и творческих способностей учеников.
- Активизации учебной деятельности через применение интерактивных форм организации обучения.
- Обеспечение доступности и наглядности получаемых знаний.
Виды лингвистических экскурсий на уроках
На уроках русского языка применяются следующие виды лингвистических экскурсий:
- Виртуальные экскурсии в музеи, картинные галереи, выставочные залы, библиотеки, которые сопровождаются специальными заданиями, направленными на развитие коммуникативно-языковых компетенций. Так, традиционный урок подготовки к написанию сочинения по картине может быть проведен в форме экскурсии в картинную галерею, где ученики знакомятся с экспонатами, а затем заносят свои впечатления в путевой журнал, предложенный учителем. Задания в журнале соответствуют разным формам подготовительной работы: составить план описания, подобрать синонимы словам, выбрать слова и сочетания слов, уместные в контексте сочинения, вставит пропущенные буквы и знаки препинания и т.п.
- Игры в форме путешествия. Например, «Путешествие в Страну Орфографии», «Путешествие в Лингвинию» и проч. Такие дидактические игры позволяют в занимательной форме обобщить сведения о том или ином разделе языка, отработать определенные языковые навыки, а также выявить те аспекты содержания темы, которые слабо усвоены. Например, фрагментом виртуальной экскурсии «Путешествие в Страну Лексику» является посещение «Острова Омонимов», где детям предлагается вспомнить определение омонимов и выполнить задания, направленные на разграничение омонимов и сходных с ними явлений.
- Виртуальные туры по словарям, грамматикам, языковым пособиям. Например, урок, посвященный изучению лексикографии, учитель организует в форме виртуального тура по словарям русских лексикографов. В ходе виртуальной экскурсии дети знакомятся с историей создания словаря, его составом, принципами, положенными в основу создания словарной статьи, а также с занимательными фактами, интересными историями, связанными с лексикографическим изданием.
Методика организации лингвистической экскурсии
Организация лингвистической экскурсии подчиняется определенным правилам:
- Определение целей и задач организации экскурсии, а также целесообразности использования данной формы на уроке.
- Планирование деятельности педагога и учеников, определение тех учебных действий, которые будут выполнены в ходе реализации экскурсии.
- Составление плана экскурсии, подготовка необходимого презентационного материала.
- Подбор дидактического материала, необходимого для закрепления знаний, согласование содержания упражнений с материалом экскурсии, ее этапами.
- Проведение экскурсии по намеченному плану.
- Оценка результативности использования данной формы, выявление недочетов и их корректировка.
Содержание экскурсии может быть связано с домашним заданием, позволяющим закрепить те компетенции, которые формировались на уроке. Так, педагог может предложить детям написать отзыв на экскурсию, подготовить по ее материалам сообщение (доклад) или презентацию, создать статью для школьного сайта о посещении выставки, а также подготовить проект собственной лингвистической экскурсии (индивидуальный или групповой).
Использование лингвистической экскурсии на уроках русского языка способствует повышению мотивации, развитию познавательного интереса, формированию социокультурных компетенций и развитию метапредметных умений и навыков.