Лексикоориентированный подход к преподаванию РКИ
Расширение словарного запаса является одной из важнейших задач изучения языка, реализация которой способствует успешной коммуникации. Однако роль лексики в процессе обучения РКИ не исчерпывается только пополнением словарного запаса. Изучение лексических тем способствует развитию всех речевых навыков:
- Развитый словарный запас помогает в чтении аутентичных текстов.
- С ориентацией на лексику происходит развитие грамматических навыков, построение словосочетаний и предложений.
- Пополнение лексического состава, развитие синонимической базы стимулирует разговорную практику.
- Знание словаря способствует более активному усвоению звучащей речи, помогает в упражнениях на аудирование.
Лексические единицы составляют и концептуальную базу языка, поэтому усвоение лексики стимулирует погружение в особенности национальной культуры и ментальности русского народа.
Лексикоориентированный подход в обучении РКИ представляет собой комплекс мер и приемов работы, которые направлены на организацию учебной деятельности по усвоению лексики и активному включению ее в речь учеников.
Лексикоориентированный подход реализуется в системе уроков посредством специальной организации учебной деятельности, ориентированной на усвоение лексических единиц. Составляющие лексического подхода включают:
- Целеполагание, в рамках которого преподаватель ориентирует учеников на работу с лексическими единицами.
- Выбор наиболее адекватных приемов достижения цели через систему практических упражнений.
- Активизация говорения и применения лексики в практике общения.
- Сочетание различных видов деятельности.
Приемы реализации лексического подхода к обучению РКИ
Целеполагание в рамках лексического подхода к обучению РКИ заключается в том, чтобы ставить перед учеником-инофоном учебную задачу, ориентирующую его на практическое применение лексики. К примеру, цель урока, сформулированная как «познакомить с лексикой тематической группы «Семья» или другой тематической группы», не отражает реальных потребностей коммуникативной практики. Инофону необходимо не просто познакомиться с этой лексикой, но научиться пользоваться ей в процессе общения. Поэтому педагог должен ориентироваться на достижение практически значимых целей:
- В конце урока вы сможете рассказать о своей семье.
- В течение занятия вы научитесь рассказывать о себе, своей семье и своих увлечениях.
- Урок поможет вам рассказать о членах вашей семьи, взаимоотношениях с ними, а также о ваших семейных традициях.
Следующий аспект – выбор лексикоориентированных упражнений, которые стимулируют усвоение новых лексических единиц и употребление их в речи.
Зачастую преподаватель РКИ сталкивается с трудностями выбора упражнений ввиду их многообразия. Поэтому необходимо четко определить ряд упражнений (два-три), которые будут направлены на формирование лексических навыков. При этом следует понимать, что практически любое задание учебника может стать лексикоориентированным при небольшой трансформации:
- Задания на чтение преобразуются в упражнения на говорение. Ученикам дается задание составить к предложениям вопросы, выразить согласие или несогласие с утверждением и аргументировать свою позицию, переформулировать утверждение с использованием синонимов.
- Упражнение грамматического характера дополняются необходимым лексическим материалом, который учитель может добавить к уже имеющимся в тексте заданиям.
- Работа с текстом дает богатый материал для реализации лексического подхода. Так, можно предложить найти в тексте слова определенного значения, соотнести значение слова и его написание, дополнить текст необходимыми синонимами, составить собственное высказывание с использованием лексического материала текста.
При работе с лексикой также необходимо сочетать разные виды деятельности, поскольку актуализация лексики происходит в разных видах речевой активности:
- Включение в урок упражнений разговорного характера: составить диалог; ответить на вопросы; высказать согласие или несогласие с утверждением.
- Чтение текста, сопровождаемое комментарием (толкование значения, подбор синонимов, антонимов, паронимов, объяснение фразеологизмов).
- Упражнения на отработку письменных навыков: письмо под диктовку, осложненное списывание, письменное языковое конструирование.
- Игровой вид деятельности: использование настольных игр типа «Элиас» (узнать слово по его описанию, не называя самого слова и однокоренных с ним); игра «Третий лишний» (найти и назвать слово, не подходящее под лексические свойства ряда); разгадать кроссворд, ребус, головоломку; отгадать загадку и проч.
В практике преподавания РКИ лексический подход сочетается с коммуникативным и выступает в качестве основы для формирования языковых компетенций и речевых навыков.