Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лексикоориентированный подход к преподаванию РКИ

Лексикоориентированный подход к преподаванию РКИ

Расширение словарного запаса является одной из важнейших задач изучения языка, реализация которой способствует успешной коммуникации. Однако роль лексики в процессе обучения РКИ не исчерпывается только пополнением словарного запаса. Изучение лексических тем способствует развитию всех речевых навыков:

  1. Развитый словарный запас помогает в чтении аутентичных текстов.
  2. С ориентацией на лексику происходит развитие грамматических навыков, построение словосочетаний и предложений.
  3. Пополнение лексического состава, развитие синонимической базы стимулирует разговорную практику.
  4. Знание словаря способствует более активному усвоению звучащей речи, помогает в упражнениях на аудирование.

Лексические единицы составляют и концептуальную базу языка, поэтому усвоение лексики стимулирует погружение в особенности национальной культуры и ментальности русского народа.

Определение 1

Лексикоориентированный подход в обучении РКИ представляет собой комплекс мер и приемов работы, которые направлены на организацию учебной деятельности по усвоению лексики и активному включению ее в речь учеников.

Лексикоориентированный подход реализуется в системе уроков посредством специальной организации учебной деятельности, ориентированной на усвоение лексических единиц. Составляющие лексического подхода включают:

  1. Целеполагание, в рамках которого преподаватель ориентирует учеников на работу с лексическими единицами.
  2. Выбор наиболее адекватных приемов достижения цели через систему практических упражнений.
  3. Активизация говорения и применения лексики в практике общения.
  4. Сочетание различных видов деятельности.

Приемы реализации лексического подхода к обучению РКИ

Целеполагание в рамках лексического подхода к обучению РКИ заключается в том, чтобы ставить перед учеником-инофоном учебную задачу, ориентирующую его на практическое применение лексики. К примеру, цель урока, сформулированная как «познакомить с лексикой тематической группы «Семья» или другой тематической группы», не отражает реальных потребностей коммуникативной практики. Инофону необходимо не просто познакомиться с этой лексикой, но научиться пользоваться ей в процессе общения. Поэтому педагог должен ориентироваться на достижение практически значимых целей:

«Лексикоориентированный подход к преподаванию РКИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. В конце урока вы сможете рассказать о своей семье.
  2. В течение занятия вы научитесь рассказывать о себе, своей семье и своих увлечениях.
  3. Урок поможет вам рассказать о членах вашей семьи, взаимоотношениях с ними, а также о ваших семейных традициях.

Следующий аспект – выбор лексикоориентированных упражнений, которые стимулируют усвоение новых лексических единиц и употребление их в речи.

Зачастую преподаватель РКИ сталкивается с трудностями выбора упражнений ввиду их многообразия. Поэтому необходимо четко определить ряд упражнений (два-три), которые будут направлены на формирование лексических навыков. При этом следует понимать, что практически любое задание учебника может стать лексикоориентированным при небольшой трансформации:

  1. Задания на чтение преобразуются в упражнения на говорение. Ученикам дается задание составить к предложениям вопросы, выразить согласие или несогласие с утверждением и аргументировать свою позицию, переформулировать утверждение с использованием синонимов.
  2. Упражнение грамматического характера дополняются необходимым лексическим материалом, который учитель может добавить к уже имеющимся в тексте заданиям.
  3. Работа с текстом дает богатый материал для реализации лексического подхода. Так, можно предложить найти в тексте слова определенного значения, соотнести значение слова и его написание, дополнить текст необходимыми синонимами, составить собственное высказывание с использованием лексического материала текста.

При работе с лексикой также необходимо сочетать разные виды деятельности, поскольку актуализация лексики происходит в разных видах речевой активности:

  1. Включение в урок упражнений разговорного характера: составить диалог; ответить на вопросы; высказать согласие или несогласие с утверждением.
  2. Чтение текста, сопровождаемое комментарием (толкование значения, подбор синонимов, антонимов, паронимов, объяснение фразеологизмов).
  3. Упражнения на отработку письменных навыков: письмо под диктовку, осложненное списывание, письменное языковое конструирование.
  4. Игровой вид деятельности: использование настольных игр типа «Элиас» (узнать слово по его описанию, не называя самого слова и однокоренных с ним); игра «Третий лишний» (найти и назвать слово, не подходящее под лексические свойства ряда); разгадать кроссворд, ребус, головоломку; отгадать загадку и проч.

В практике преподавания РКИ лексический подход сочетается с коммуникативным и выступает в качестве основы для формирования языковых компетенций и речевых навыков.

Дата последнего обновления статьи: 16.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot