Лексико-семантическое поле концепта «закон»
Концептуальный подход в лингвистике, несмотря на относительно недавнее появление, стал уже традиционным при изучении лексики.
Концепт представляет собой единицу ментальной структуры языковой личности: это то, как содержание языковых единиц отражается в сознании отдельного индивида и всех носителей языка.
В связи с этим можно говорить о концептосфере определённого языка – совокупности ментальных образов лексических единиц, складывающихся под влиянием речевой практики и имеющих национально-культурную специфику.
В русской концептосфере базовыми понятиями являются такие единицы, как «Бог», «родина», «душа», «правда», «страдание», «счастье», «справедливость», «закон». Их значимые признаки лежат в плоскости лексики и фразеологии, поскольку именно этот уровень языка отражает наиболее тесную связь с понятийной составляющей мышления.
Выявление особенностей концепта «закон» в русской концептосфере начинается с определения его словарного значения и лексико-семантического поля, включающего все аспекты смысловой реализации данного концепта.
Обратившись к толковым словарям русского языка, можно определить следующие составляющие данного понятия:
- Закон – аналог закономерности, то есть устойчивой и повторяющейся связи между предметами и явлениями объективной реальности (например, закон всемирного тяготения, закон сохранения энергии, законы диалектики).
- Закон – это официальный документ, нормативно-правовой акт, имеющий юридическую силу и являющийся источником правовых норм (федеральный закон).
- Закон – совокупность этических и (или) религиозных предписаний (нравственный закон).
- Закон как норма, правило или запрет (законы грамматики).
В соответствии с данными толковых словарей ядром концепта «закон» выступают следующие признаки: связь, акт, правило, норма.
Обратившись к анализу специальной юридической литературы, мы обнаружим, что в ней слово «закон» имеет строго терминологическое значение и употребляется в отношении нормативно-правовых документов. Таким образом, представление о сущности концепта «закон» в языке более широкое, чем в юриспруденции.
Концепт «закон» в русском языковом сознании
Исходя из анализа лексико-семантического поля концепта «закон» следует, что он представлен в русском сознании на трёх уровнях:
- Духовном (Божественном).
- Природном.
- Государственном.
На первых двух уровнях закон соотносится универсальным, не зависящим от воли и желаний человека объективным порядком вещей. В этом отношении закон воплощает справедливость и разумность мироустройства. Третий уровень отражает иное представление о законе. Закон как проявление воли государства ассоциируется в языковом сознании русского народа либо с ограничением свободы, либо, как это ни парадоксально с беззаконием. Такие представления отражены в паремиях:
- Закон что дышло, куда повернул – туда и вышло (представление о ненадёжности, изменчивости закона, его необъективности).
- Где закон, там и страх (суровость закона).
- Где закон, тут и обид много (несправедливость и враждебность закона человеку).
- То-то и закон, как судья знаком (бесполезность закона при отсутствии связей).
Такое представление о законах отражено и в фольклоре, и в произведениях древнерусской литературы. Широко известны сказки о несправедливом суде (например, «Как барин собакой брехал»), а также «Повесть о Шемякином суде» (XVII в.). Несправедливый суд – частый мотив произведений русской классической литературы (повесть А.С. Пушкина «Дубровский», сатирическое произведение Н.В. Гоголя «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», романы Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» и Л.Н. Толстого «Воскресение»).
Очевидно, закрепившееся в народном сознании представление о несправедливости законов основано на их несовершенстве и низком уровне исполнения. В то же время в культурном сознании существует представление о других законах – «божий закон», «неписаный закон», «закон есть закон», «перед законом все равны», которые воплощают не юридическое, а народное понимание справедливости. В этом отношении в русской концептосфере появляется парадоксальное понимание закона – не всё, что законно, справедливо. Ярко это отражено в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова, где герой по закону царя осуждён, но по народному закону оправдан.
Концепт «закон» также представлен в таких выражениях, как «вступить в закон», «разбить закон», характеризующих сферу супружеских отношений. Применение к этой сфере слова «закон» демонстрирует, что в русском сознании существовало представление о незыблемости и строгости семейных связей, подчиняющихся объективным закономерностям общественного бытия.
Таким образом, рассмотрение семантического поля концепта «закон» позволяет говорить о его двоякой репрезентации в народном сознании: в нём закреплено негативное отношение к законам юридическим, а к моральным (духовным) законам демонстрируется положительное отношение, что говорит о приоритете этической сферы для русской культуры.