Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лексическая выразительность в текстах проповедей

Лексическая выразительность в текстах проповедей: сущность и функции

В последние десятилетия в русской лингвистике наблюдается интерес к изучению религиозного дискурса. Это связано с тенденциями в современном обществе, в котором наблюдается интерес к традиционным религиозным ценностям и культурным смыслам. При этом язык, реагируя на изменения в общественной жизни, «реанимирует» религиозную лексику, а также традиционные жанры религиозного дискурса. В связи с этим актуальной становится проблема их исследования и описания с помощью методов языкознания.

Как отмечают исследователи, для религиозных текстов в большей степени характерен семантический синкретизм, который не наблюдается в текстах других стилей. Так, в религиозном тексте лексема, имеющая сакральное, священное значение, может иметь значение, не отражающееся в обыденном языковом сознании. Эта особенность религиозной лексики иногда приводит к неверному пониманию священных текстов. К примеру, глагол «оправдать» в религиозном дискурсе не имеет той семантики, которой он обладает в языке (доказать чью-либо правоту или невиновность). В богослужебных текстах «оправдать» - значить «сделать какого-либо соответствующим правде, понимаемой исключительно в религиозном смысле».

Аналогичным образом обстоит дело с толкованием слова «церковь», которое в религиозном дискурсе приобретает особое понимание. Церковь – это не только здание храма либо социально-религиозный институт. В религиозном дискурсе актуализируется более глубокое, философско-религиозное понимание этого понятия: церковь – вневременное единство, сообщество всех верующих. Именно в этом значении слово используется в религиозных текстах, когда речь идет о церкви как предустановленном свыше сообществе всех верующих.

Отмеченные лексические особенности религиозного дискурса находят свое выражение в текстах проповедей, обеспечивая их выразительность на лексико-семантическом уровне.

Проповедь и приемы лексической выразительности в текстах данного жанра

Определение 1

Проповедь представляет собой один из традиционных жанров церковного красноречия, текст религиозно-нравоучительного содержания, адресованные пастве и разъясняющий некоторые места Священного Писания, а также содержащий религиозные наставления.

«Лексическая выразительность в текстах проповедей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В текстах проповедей используются следующие приемы выразительности на лексическом уровне:

  1. Обращение к внутренней форме слова и ее семантическим возможностям.
  2. Авторское толкование какого-либо понятия, которое расходится с общепринятым его пониманием или отличается от него.
  3. Совмещение в слове нескольких значений (смысловой синкретизм).

Рассмотрим эти особенности на примерах. Обращение к внутренней форме слова наблюдается в следующем отрывке: «Вот мы с вами являемся святыми по призванию. Когда священник в алтаре служит службу, он говорит: «Святая святым»…» (из проповеди протоиерея А. Ткачева). В данном случае священник опирается на внутреннюю форму слова «святой», разъясняя его значение через обращение к примерам из Священного Писания (святой, в понимании проповедника, значит освященный Святым духом). Аналогичный пример видим в другой проповеди, где разъясняется значение слова «духовный»: «…то, что многими понимается под «духовной жизнью», нужно понимать, что без действия Духа Святого человеческие усилия останутся всего лишь человеческими усилиями» (духовная жизнь – жизнь в Святом Духе).

Другой пример – смысловая многозначность употребляемого понятия, которую автор объясняет обращением к религиозному сознанию, рассуждая о слове «ревность». Проповедник отмечает: «Речь не о том, что мы ассоциируем с «ревностью» в делах амурных, в вопросах семейной верности и проч. Речь о другом. Сам Бог есть Бог Ревнитель. «Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: “до ревности любит дух, живущий в нас”?» (Иак.4:5)» (из проповедей протоиерея А. Ткачева). В данном случае проповедник предупреждает против узкого понимания «ревности», возвращая ему первичный религиозный смысл, используя для этого цитаты из Священного Писания, подтверждающие его мысль, что делает речь более выразительной и убедительной для слушателей.

Примером актуализации собственного понимания проповедником смысла какого-либо религиозного понятия, отличного от общепринятого, может служить истолкования слова «не суди», содержащегося в одной из заповедей: «Исполнение заповеди «не суди» не означает прекращения мыслительной деятельности. Наоборот, это – пик мыслительной работы и умного труда» (из проповедей протоиерея А. Ткачева). В данном случае проповедник отмечает, что принцип «не суди» не исключает работы ума и критической оценки действительности, при этом подчеркивает, что способность относиться к людям непредвзято требует огромной мыслительной работы, самоанализе, самовоспитания, меняя привычные представления слушателей о понятии «неосуждения».

Таким образом, в современном религиозном дискурсе наблюдается тенденция отхода от обыденности в лексическом плане, что предполагает возвращение слову его первоначальной глубину, стремление к сакрализации их смысла, актуализации внутренней формы и скрытых (неявных) смыслов.

Дата последнего обновления статьи: 03.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot