Сущность понятия «курс-лонгрид»
Курс-лонгрид выступает относительно новым понятием в сфере педагогического дизайна. Он предполагает самостоятельное ознакомление обучающегося с учебным материалом, который представлен в максимально подробном виде как учебный текст, имеющий рубрики и разделы, отражающие разное предметное содержание.
Учебный лонгрид отличается от традиционного учебника тем, что предполагает больший объем теоретических селений и меньше материала для закрепления и контроля.
В обучении русскому языку в школе учебные лонгриды традиционно применяются при необходимости познакомить учащимся с дополнительными теоретическими сведениями, которых нет в учебнике, а также для организации самостоятельной работы дома и на уроке. Однако в целом курсы-лонгриды редко используются в учебной практике из-за необходимости их предварительной подготовки и затрат при обеспечении каждого учащегося печатным вариантом лонгрида. Между тем электронные курсы-лонгриды являются продуктивной формой учебного материала, который может использоваться при работе со старшеклассниками, например, в процессе подготовки к ГИА, а также во внеурочной и олимпиадной работе по предмету.
Удобства организации и структурирования материала в тексте-лонгриде обусловлены следующим:
- Возможность систематизации и структурирования учебного материала по всему учебному курсу.
- Создание единого источника учебной информации по все разделам курса, избавляющего ученика от необходимости собирать разрозненный материал, а также обращаться к различным источникам информации.
- Выделение тех аспектов теории, которые необходимы для подготовки к экзамену.
- Соотнесение теоретической и практической части предэкзаменационной подготовки.
- Развитие навыков самостоятельной работы с материалами лонгрида.
Варианты использования курса-лонгрида могут быть различными:
- Учащийся знакомится с теорией самостоятельно, а на уроках отрабатывается практическая часть.
- На занятии выдается теоретический минимум, а для углубления сведений учащийся обращается к лонгриду.
- На занятии предлагаются практические задания, выполнение которых возможно только после ознакомления с теорией.
Перспективы использования в школьном курсе обучения курса-лонгрида по русскому языку
Рассмотрим особенности курса-лонгрида как способа организации самостоятельной работы учащихся с теорией при подготовке к экзамену.
Курс-лонгрид по русскому языку для подготовки к ЕГЭ в онлайн-формате представляет собой учебно-методический материал, который может использоваться как дополнительный источник теоретических сведений по особо важным разделам курса при повторении материала.
Лонгрид выстраивается в соответствии со структурой кодификаторов экзаменационной работы, отражая основное содержание предметного курса. Учитель может организовать лонгрид по разделам школьного курса языкознания, например:
- Текст, его строение, тематика и проблематика, средства связи частей, функциональные типы речи в тексте.
- Стили речи и стилистические средства выразительности.
- Нормы устной речи.
- Нормы письменной речи.
- Теоретические аспекты написания и редактирования сочинений.
В каждом разделе лонгрида выделяются подразделы, содержащие дополнительные сведения, касающиеся каждого аспекта темы. Ученик, знакомясь с лонгридом, может проходить не весь раздел целиком, а только определенные его части, в знании которых он сомневается. Тем самым учащийся экономит время на подготовку, всегда имея возможность обратиться к тому или иному разделу для уточнения сведений.
Курс-лонгрид также достаточно эффективен при организации надомного и самостоятельного обучения (например, при получении семейного образования). В данном случае курс-лонгрид является альтернативой теоретической части школьного курса, а также инструментом для углубления знаний.
Успешность в обучении с помощью курса-лонгрида зависит от его качества, поэтому учителю необходимо предусмотреть, чтобы курс соответствовал определенным требованиям:
- Наличие четкой структуры каждого раздела.
- Доступность и понятность языка для школьника.
- Наличие иллюстративного материала.
- Использование форм обратной связи и активизации познавательной деятельности, например, тестов, интерактивных заданий, вопросов и проч.
Структура раздела лонгрида должна включать:
- Название урока (либо темы).
- Краткий анонс для учащегося, который рассказывает о содержании материала и его практической значимости.
- План урока (раздела) с системой навигации по содержанию (например, со ссылками на подразделы).
- Содержание раздела.
- Задания для самостоятельной работы (самопроверки).
- Итоги урока (раздела).
Помимо правильной структурной организации лонгрида, необходимо предусмотреть интересные моменты в самом курсе: это могут быть «цепляющие» истории, интерактивные упражнения, ссылки на дополнительные источники информации, инфографика и другие компоненты активизации внимания учащихся.