Корпусное исследование лексических и синтаксических особенностей русской научной речи
Русская научная речь отличается от разговорной в различных аспектах, таких как использование сложных синтаксических конструкций, терминологии и специальных выражений терминологического характера. Понимание лексических и синтаксических особенностей русской научной речи критически важно для успешной работы в области науки и технологии. В настоящее время корпусное исследование является эффективным методом анализа лексических и синтаксических особенностей русской научной речи и может значительно улучшить научную коммуникацию.
Корпусное исследование научной речи основывается на ряде этапов. Первым шагом в корпусном исследовании лексических и синтаксических особенностей русской научной речи является сбор научных текстов, написанных на русском языке. Сбор этих текстов можно выполнять, используя специальные электронные базы данных, содержащие информацию, полученную от научных изданий и научных сайтов.
Следующим шагом является разметка этих текстов по синтаксическим и лексическим признакам с помощью специализированных программ. Эти программы позволяют облегчить процесс разметки и сократить количество времени, затраченное на это действие. Для разметки текстовых данных могут использоваться метки разграничения частей речи, которые указывают, например, на именные группы, глаголы, прилагательные, наречия и т. д., а также специальные метки, которые указывают на определенные выражения, такие как формулы, термины, специальные слова, характерные для научного стиля речи.
Следующий этап – анализ полученных данных. В ходе анализа вариативности синтаксических и лексических особенностей русской научной речи можно рассмотреть несколько аспектов:
- Анализ структурных особенностей предложений, используемых в текстах научного стиля речи.
- Анализ использования определенных сложных синтаксических конструкций, таких как инверсия, деепричастные обороты, страдательный залог и прочее.
- Исследование стилистически маркированных групп слов, таких как термины, устойчивые выражения, аббревиатуры и другие.
Корпусные данные также позволяют выявить различия между научными дисциплинами. Например, лексический анализ материалов из области физики может выявить наличие большого количества специфических терминов, связанных с этой областью знаний. Анализ лексических особенностей текстов из области гуманитарных наук может, в свою очередь, демонстрировать использование многих устойчивых выражений, принятых в определенных научных школах. Так, например, такие понятия, как дискурс или текст, имеют междисциплинарный характер и определяются по-разному представителями различных научных школ.
Процедуру анализа завершает подсчет статистических данных, таких как средняя длина предложений и слов, использование различных конструкций (например, пассивных или активных) в зависимости от типа научного текста или дисциплины, которой он посвящен.
Результаты лексико-семантического анализа корпуса русскоязычных научных текстов
Научные тексты, как правило, отличаются от других типов текстов своей специфичной лексико-синтаксической структурой. Изучение этих особенностей позволяет лучше понимать знания и информацию, заложенные в таких текстах, а также выявлять закономерности их создания и восприятия. Одним из основных источников для изучения лексико-синтаксических особенностей научных текстов является Национальный корпус русского языка. Рассмотрим несколько примеров исследования, с использованием этого ресурса:
- Исследование лексической специфики научных статей. В ходе исследования было выделено 10 наиболее употребляемых слов в научных статьях, которые встречаются на порядок чаще, чем в обычной русской речи. Среди них наиболее часто используются я слова «исследование», «метод», «результат», «теория», «модель» и так далее, которые относятся к общенаучной терминологии и отражают процедуру проведения научных исследований.
- Анализ употребления глаголов в научных текстах. В ходе исследования было установлено, что преобладают относительно узкоспециальные глаголы, обозначающие техники или методы исследования, такие как «вычислять», «измерять», «сравнивать», «обрабатывать» и так далее. Более того, большинство глаголов в научных текстах функционируют в качестве связки, имея ослабленное лексическое значение действия.
- Исследование синтаксических конструкций. Данные Корпуса показывают, что научные тексты часто содержат сложные многокомпонентные предложения, включающие ряд придаточных частей. Также было установлено, что такие лексемы, как «соответственно», «следовательно», «однако» и др. употребляются как для связи частей предложения, так и для связи предложений в тексте, обеспечивая его логико-смысловую организацию.
- Исследование употребления терминов и специализированной лексики. В ходе исследования было выявлено, что научные тексты содержат большое количество терминов и специализированной лексики, связанной с определенной областью знаний.
- В ходе исследования данных Корпуса была также выделена особая группа слов, относящихся к вводным и обеспечивающих последовательность изложения мысли. Эта лексико-грамматическая группа включает слова, используемые для связывания разных элементов текста, такие как «таким образом», «в свою очередь», «следует отметить» и так далее.
Эти примеры показывают, как с помощью Национального корпуса русского языка можно проводить исследования лексико-синтаксических особенностей научных текстов и выявлять их специфические черты. Результаты исследований, проведенных на основе Национального корпуса, могут использоваться для улучшения понимания и восприятия текстов, написанных в научном стиле, и повышения качества научных исследований в целом.
Таким образом, корпусное исследование лексических и синтаксических особенностей русской научной речи является эффективным методом анализа, который позволяет выявить определенные синтаксические и лексические конструкции и использование устойчивых выражений и терминологии в разных научных дисциплинах. Отметим, что корпусное исследование лексических и синтаксических особенностей русской научной речи может быть полезным для научных исследований в лингвистике, технологии, медицине, экономике и других областях, где используется письменная научная коммуникация.