Короткие рассказы В. Осеевой как методический инструмент обучения анализу текста
Обучение анализу текста в современной лингвометодике выступает одним из основных средств формирования коммуникативно-речевых компетенций, направленных на понимание и восприятие прочитанного. Это важный аспект функциональной грамотности, которая предполагает развитие умения информационного анализа текста, а также его интерпретации на разных уровнях смысла. Однако на практике обучение анализу текста на уроке русского языка затруднено из-за нехватки времени или отсутствия небольших, но емких по содержанию текстов, которые могли бы стать материалом для аналитической работы. В этом отношении короткие рассказы В. Осеевой являются примером текстов небольшого объема, но значительной семантической глубины, приближающей их к художественным притчам. Постижение смысла рассказа через комплексный анализ текста является инструментом развития навыков, лежащих в основе функциональной грамотности.
Анализ текста в школьной практике предстает как методический прием и дидактическое упражнение, которые направлены на развитие навыков разбора и оценки текста с точки зрения разных уровней его структуры: проблемно-тематического и идейного, содержательного, формального.
Анализ текста характеризуется целостностью и комплексным характером, поскольку направлен на постижение авторского замысла через изучение отдельного аспекта текстового единства.
Короткие рассказы В. Осеевой используются на уроке как дидактическое средство обучения анализу текста на различных уровнях. Рассмотрим особенности использования коротких рассказов при обучении анализу текста для написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Этот вид упражнения востребован при подготовке учащихся выпускных классов к государственной итоговой аттестации по русскому языку, а также служит средством развития речетворческих навыков.
Методика работы по обучению анализу текста на примере рассказов В. Осеевой включает ряд последовательных приемов:
- Чтение рассказа про себя, а затем выразительно вслух.
- Беседа по вопросам, которые условно можно разделить на два блока: «тонкие» вопросы, касающиеся содержания рассказа, характеристики героев, и «толстые» вопросы, относящиеся к проблематике и идейному замыслу рассказов.
- Поиск ключевых слов и составление смыслового «тезауруса» текста, который оформляется в виде ментальной карты или «облака слов».
- Формулировка проблем, поднятых в тексте, на основе анализа ключевых слов.
- Поиск в тексте рассказов аргументов, подтверждающих правильность выделения проблемы.
- Анализ маркеров (лексических, смыслов) авторской позиции, а также формулировка авторской позиции.
- Выражение собственного отношения к поднятой автором проблеме с привлечением дополнительных аргументов из других литературных источников или из жизненного опыта.
Методический комментарий к обучению анализу текста на примере рассказа В. Осеевой «Сыновья»
Обратимся к рассказу В. Осеевой «Сыновья». Система заданий для обучения анализу текста на основе этого рассказа может быть сформулирована педагогом следующим образом:
- Выразительно прочитайте рассказ. Подумайте, с какой интонацией следует читать реплики женщин, а с какой – старика. Обоснуйте свое мнение.
- Объясните смысл названия рассказа. Покажите, как в названии отражена проблема воспитания.
- Выделите в тексте ключевые слова, найдите их определение в толковом словаре. Объясните, как понимают значение слова «сын» женщины и старик – герои рассказа.
- Подтвердите примерами из текста, что ключевая проблема этого рассказа – проблема воспитания.
- Подумайте, почему у персонажей рассказа нет имен. Найдите притчевые черты в рассказе (наличие подтекста, универсальность смысла, философская глубина рассказа).
- Определите авторскую позицию, укажите, с помощью каких лексических или лексико-грамматических средств она выражена (следует обратить внимание на противопоставление образов сыновей; реплики старика, а также маркеры авторского отношения к сыновьям и описание их устами самих женщин – персонажей рассказа).
- Выразите свое отношение к проблеме, которую затрагивает В. Осеева в рассказе. Вспомните произведения русской и зарубежной литературы, где поднимается проблема воспитания. Укажите, в чем сходство и различие раскрытия этой проблемы в этом рассказе и в изученных вами произведениях.
Обучение анализу текста на основе рассказа может быть выстроено и другим способом: через анализ концепта «Сын», с помощью изучения композиции рассказа или путем построения кластера из лексем, относящихся к каждому персонажу. Учитель выбирает любой путь анализа, который соответствует уровню подготовки класса и целям урока.
Таким образом, обучение анализу текста на примере коротких рассказов В. Осеевой можно практиковать не только в начальной школе, но и в основном звене, актуализируя смысловую глубину и проблематику этих произведений с притчеобразным сюжетом.