Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Контекст – ключ к тексту и его использование в читательской деятельности

Контекст – ключ к тексту и его использование в читательской деятельности

Навыки чтения текстов разной жанровой природы выступают как одно из важнейших условий функциональной грамотности, а также как одна из приоритетных задач языкового образования. Наличие в современном обществе огромного количества источников информации ставит проблему чтения в условиях информационного общества особенно остро, поскольку требует от читателя владения различными компетенциями в сфере восприятия и понимания текстовой информации, а также различными техниками и видами чтения.

Существует большое количество методических приемов, основанных на повышении продуктивности читательской деятельности школьника. Одним из путей, направленных на развитие навыков смыслового чтения, выступает изучение контекста как метод погружения в семантическое пространство текста и интерпретации его содержания.

Контекст представляет собой многозначное понятие, определяемое в лингвистике и литературоведении по-разному. Языкознание подходит к контексту как к ближайшему речевому окружению языковой единицы. Контекстный принцип изучения единиц языка базируется на установлении их синтагматических связей (линейных отношений). Литературоведение и культурология подходят к понятию «контекст» с более общих позиций, рассматривая его как универсальное пространство существования текста, включающее социокультурное пространство его формирования.

Определение 1

Рабочее определение контекста, которое может использовать педагог-словесник, включает представление о текстовом окружении на разных уровнях: языковом, речевом, коммуникативном, культурном, смысловом и проч.

Использование контекста как ключа к пониманию текстов разной природы особенно продуктивно при соединении различных типов коммуникации – словесной и зрительно-образной, вербальной и невербальной. Рассмотрим конкретные направления деятельности в процессе обучения, в которых может быть использовано обращение к контексту для понимания текста:

«Контекст – ключ к тексту и его использование в читательской деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Сопоставление текста и изотекста (визуальной составляющей текста). Например, известно, что наличие иллюстративного материала благоприятно сказывается на понимании текста, стимулировании интереса и восприятия, поэтому на уроке необходимо комбинировать визуальный и текстовый ряд, задействуя разные каналы восприятия и создавая необходимый иллюстративный контекст, необходимый для работы с вербальной информацией.
  2. Сопоставление текста и другого текста, обладающего иной жанрово-стилевой коммуникативной природой. Например, для уяснения особенностей разговорной речи в практике зачастую необходимо выйти за рамки описания собственно устной и письменной бытовой коммуникации и обратиться к книжным стилям, чтобы при сопоставлении увидеть их характерные отличия.
  3. Сопоставление текста традиционной природы и виртуального текста. К примеру, можно сравнить традиционный и электронный учебники, чтобы помочь учащимся самостоятельно сформулировать особенности виртуальных текстов, понять специфику работы с ними и уяснить особенности восприятия и понимания текстовой информации, переданной в цифровой форме.
  4. Сопоставление текста и его интерпретации в других видах искусства (кино, театр, музыка и проч.). Этот путь заключается в формировании широкого контекста бытования художественного произведения в культуре.

Использование метода погружения в контекст на уроке русского языка

Наиболее продуктивными для уроков русского языка являются методы погружения в контекст через сопоставление текста с визуальным рядом или другим текстом. Их можно использовать в различных учебных ситуациях. Рассмотрим это на конкретных примерах.

Изучая лексику русского языка с точки зрения ее происхождения и исторического развития, учитель использует иллюстрации для погружения учащихся в контекст культуры времени, актуального для слов, ставших историзмами и архаизмами. Использовать контекст, формируемый зрительными образами, можно также при изучении омонимов или при семантизации лексем, когда вместе со словом учащиеся знакомятся с иллюстрацией, раскрывающей его содержание. Этот прием продуктивен также в отношении изучения композиции текста, когда ученику после прочтения текста предлагается визуальный ряд, отражающий события текста, и предлагается расставить картинки в нужной последовательности.

Особую роль играет визуальный ряд для понимания научно-учебного текста. Учитель всегда стремится перевести текстовую информацию в графическую для структурирования сведений по теме и облегчения запоминания. Поэтому сопоставление вербальной научно-учебной информации и ее наглядно-образного аналога помогает выделить ключевые темы текста, его главные смысловые компоненты, обратить внимание на связи и закономерности, существующие между понятиями, содержащимися в тексте.

Сопоставление текста с другим текстом регулярно используется на уроках русского языка как прием актуализации сведений и расширения контекста использования языковой единицы. Так, бинарность некоторых явлений в грамматике позволяет изучать их на основе привлечения контекста: например, неполные предложения рассматриваются в сопоставлении с полными, а простые – в сравнении со сложными. Кроме этого, привлечение контекста необходимо для понимания специфики жанров. Например, жанры официально-делового стиля (автобиография, заявление) изучаются на основе контекстного принципа путем сопоставления их друг с другом, а также с помощью привлечения дополнительного контекста. Это могут быть тексты сходной тематики, но другого стиля (например, художественная биография, устная просьба).

Таким образом, контекст как ключ к пониманию смысла текста является важной составляющей в языковом образовании.

Дата последнего обновления статьи: 15.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot