Концепт «ЗОЖ» в дискурсе современных СМИ и Интернета
Определение понятия «здоровье» в современных средствах массовой информации восходит к дефинициям из специализированной литературы и относится к широкому пониманию физического, психического и социального благополучия индивида. Однако существует и специфическая интерпретация этого понятия в концепте «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ), который часто используется в дискурсе современных медиа.
Концепт «здоровый образ жизни» представляет собой языковую репрезентацию когнитивной модели, воплощающей представление социума о состоянии человека, включающем определенный набор параметров: социальных, физических, психологических, ценностных.
Функционирование концепта «ЗОЖ» в Интернете связано с информационными ресурсами, посвященными здоровому образу жизни, диагностике и лечению заболеваний, популяризации здоровьесберегающих привычек и технологий, например, вегетарианства», полезного питания» (ПП), занятия спортом и проч.
Лингвокультурная роль концепта «ЗОЖ» в коммуникации заключается в информировании общественности о принципах здорового образа жизни, профилактике заболеваний, доступе к медицинской помощи, приемах достижения красоты и привлекательности с помощью здоровьесберегающих техник и т.д. Концепт «ЗОЖ» также является важным моментом в рекламных кампаниях, связанных с продвижением товаров и услуг, связанных с правильным питанием, спортом, косметическими процедурами, медицинскими услугами.
Содержание концепта «ЗОЖ» включает в себя различные аспекты:
- Физическое состояние индивида.
- Социальное представление о здоровье индивида, его общественное значение.
- Состояние человека, характеризующееся комфортом, наличием жизненных сил, энергии.
- Достижение привлекательного внешнего вида через соблюдение определенных правил жизнедеятельности.
- Ценностное отношение к здоровью человека и общества.
Лексико-семантические компоненты концепта «ЗОЖ» в дискурсе массмедиа
Особенности реализации концепта «ЗОЖ» в текстах заключаются в использовании различных языковых средств для передачи информации о здоровье и здоровом образе жизни, например, классификации заболеваний, советов по здоровому питанию, подробностей о лечении и диагностике различных заболеваний. В качестве языковых средств могут использоваться различные графические элементы, фото- и видеоматериалы.
Рассмотрим конкретные лексико-семантические группы, выражающие содержание концепта «ЗОЖ» в текстах:
- Семантическое «ядро» концепта образуют слова, входящие в лексико-семантическую группу «Особенности физического состояния индивида». Они включают такие лексемы, как «питание», «диета», «ПП» (правильное питание), «профилактика», «гигиена», «труд и отдых», «режим дня», «полноценный сон», «полезные привычки» и проч. Концепт «здоровье» репрезентирован с помощью лексем, маркирующих отказ от вредных привычек. При этом в семантику лексем включено представление о соблюдении правил для достижения отличного физического состояния.
- Периферия концепта «ЗОЖ» включает несколько смысловых компонентов, среди которых лексическая группа «Физическая активность» со следующим лексическим наполнением: «тренировки», «спорт», «физическая активность», «упражнения» и проч. То есть представление о здоровье связывается с физической активностью индивида, его занятиями спортом, регулярными физическими нагрузками.
- Лексико-семантическая группа «Социальное представление о здоровье» также относится к периферии концепта «ЗОЖ» и включает слова со значением государственного и общественного регулирования представлений о здоровье, например: «государственная медицинская программа», «тренд / мода», «пропаганда ЗОЖ», «качество жизни».
- Другая группа, входящая в периферию концепта «ЗОЖ», представлена лексико-семантическими единицами со значением «Ценностное отношение к здоровью». В нее входят лексемы «личный выбор / правильный выбор», «ответственность за состояние здоровья», «здоровое будущее» и проч. Таким образом, представления о здоровье неразрывно связаны с сознательным отношением человека к своему физическому состоянию, мотивацией к отказу от вредных привычек и соблюдению определенных правил, помогающих поддерживать хорошее состояние здоровья.
- Семантическая группа «Привлекательность и способы ее достижения» включает слова и словосочетания со значением внешних «атрибутов» ЗОЖ: «красота», «стройность», «хорошая форма», «чистая кожа», «блестящие волосы», «крепкие ногти».
Рассмотрение структуру концепта «ЗОЖ» в дискурсе СМИ и Интернета позволяет сделать вывод о его тесной связи с социальными представлениями о здоровье и его компонентах. Помимо этого, концепт «ЗОЖ» ориентирует адресата на выбор определенной стратегии социального поведения, которая включает и выбор определенных продуктов и услуг, осознаваемых как полезные, способствующие развитию полезных привычек или сохранению хорошего самочувствия.