Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коммуникативный метод в обучении РКИ

Коммуникативный метод в обучении РКИ

Определение 1

Коммуникативный метод в обучении русскому языку как иностранному представляет собой образовательную технологию, основанную на моделировании ситуаций реального общения на изучаемом языке с целью усвоения механизмов его использования в речевой практике.

Коммуникативный метод выступает как инновационная форма обучения, противопоставленная традиционному – прямому методу обучения, который основан на пассивном усвоении лексического и грамматического материала без осознания его практического использования.

В основе коммуникативного обучения лежит понятие коммуникативной ситуации, которая является, с одной стороны, единицей обучения, а с другой – выступает как инструмент овладения языком. Использование коммуникативного подхода меняет принцип структурирования речевого материала, который выстраивается не вокруг тематических групп (семья, образование, обучение, путешествия), а вокруг коммуникативного намерения ученика. То есть обучение строится как последовательная реализация речевых намерений, связанных с разными ситуациями общения. В связи с тем, что выражению коммуникативных интенций всегда сопутствует использование определенных языковых средств, то компонент «коммуникативная ситуация» в обучении дополняется еще сведениями об использовании речевых средств в соответствии с намерением говорящего или пишущего.

Спецификой коммуникативного подхода является также то, что помимо текстов, сопровождающих различные коммуникативные ситуации, ученик активно изучает те неязыковые знаковые системы, которые сопровождают данные коммуникативные ситуации. Благодаря этому происходит погружение инофона в среду изучаемого им языка.

Ориентация на коммуникативный подход не означает приоритет говорения над другими видами речевой деятельности. Наоборот, говорение должно сочетаться с активным слушанием текстов, а также письмом и чтением, поскольку все это – разные виды единого процесса речевой деятельности, необходимой для успешной реализации коммуникативных намерений.

Иногда коммуникативный метод обучения языку также называют функционально-коммуникативным, подчеркивая его связь с сознательным усвоением учениками функции (смыслового) содержания используемых речевых средств. То есть обучение переносит акцент со структуру изучаемых языковых явлений на их функции.

Основные приемы коммуникативного обучения русскому языку как иностранному

«Коммуникативный метод в обучении РКИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Приемы коммуникативного обучения – это конкретные дидактические методы, техники и технологии, используемые для организации обучения в условиях имитации речевой практики.

Для создания условий, способствующих выражению коммуникативной интенции учеников, на занятиях моделируются различные коммуникативные ситуации. Для этого используются следующие упражнения:

  1. Составление диалогов по заданным темам с последующим обсуждением.
  2. Групповые дискуссии в ходе выполнения заданий.
  3. Ролевые игры (посещение магазина, подача заявления в государственные учреждения и ведомства, посещение врача, парикмахерской и проч.).
  4. Интервью и анкетирование.
  5. Составление вопросов к тексту, создание на основе прочитанного диалогов и монологических рассуждений.
  6. Лексические и грамматические игры, актуализирующие речевые навыки: игра в ассоциации, загадки, решение кроссвордов.
  7. Подготовка проектов на различные темы, значимые для учеников.
  8. Просмотр и обсуждение фильмов, обучающих видеороликов.
  9. Написание писем, заявлений, заполнение анкет, а также создание иных документов в письменной форме, моделирующих ситуации общения.

На этапе контроля и проверки знаний и умений также целесообразно использовать коммуникативно-ориентированные методы: самопроверку и самоанализ, взаимопроверку, коллективную проверку, консультации и прочие формы, побуждающие искать ошибки и исправлять их.

Преимущества и недостатки коммуникативного метода

Как и любой метод бучения, коммуникативный подход в преподавании не является универсальным средством формирования речевых компетенций. К его несомненным преимуществам относятся практико-ориентированный характер, индивидуализация обучения, опора на имеющиеся у учеников речевые навыки, актуализация коммуникативных потребностей в использовании изучаемого языка в повседневном речевом общении.

Однако имеются у коммуникативного метода и свои недостатки. Они обусловлены тем, что при его использовании наблюдается «перекос» в сторону практического изучения языка с недостаточным вниманием к теории. Использование коммуникативного метода также требует от ученика достаточно хорошего уровня первоначальной языковой подготовки, осознанности и активности в овладении языком, что подразумевают дополнительные самостоятельные занятия.

Таким образом, коммуникативный метод в обучении РКИ является одной из востребованных педагогических технологий, однако он используется совместно с другими подходами в обучении русскому языку как иностранному.

Дата последнего обновления статьи: 26.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot