Коммуникативные возможности хештегов в виртуальном общении
Хештег как средство автоматической группировки сообщений одной тематики в социальных сетях давно перестал быть только техническим инструментом организации коммуникативного пространства в Интернете. Помимо того, что хештег выполняет собственно технические функции, он стал средством общения пользователей, а также способом привлечения внимания адресата к публикации, инструментов языковой самопрезентации индивида в Сети.
Создание хештега связано со структурно-семантическим анализом текста сообщения и выделения в нем ключевых слов, которые используются как маркеры, позволяющие находить и выдавать сообщение при поиске материалов аналогичной тематики.
С лингвистической точки зрения генерация хештега предстает как акт речевого творчества, поскольку отражает отношение пишущего (адресанта) к содержанию публикации.
Помимо этого, использование хештегов придает тексту, создаваемому отдельным автором, нелинейную структуру, включая его как один из «компонентов» в группу, посвященную одной теме.
Коммуникативные возможности хештегов обусловлены их ролью в виртуальном общении и структурировании информации:
- Хештегт выступает как средство привлечения внимания к публикации пользователя, он функционирует как средство привлечения аудитории к информационному контенту публикации.
- Хештег является одновременно и рекламным слоганом, отсылкой к мероприятию, событию, акции и проч., участником которой стал пользователь.
- Хештег становится частью «мемов» – устойчивых единиц информации, несущих в «свернутом» виде большой смысловой объем и имеющих способность порождать метатекстовый дискурс, то есть обсуждение по поводу обсуждения.
- Хештег является средством отношения пользователя к тому событию или явлению, которое с ним связано. Это проявляется, прежде всего, в создании дополнительных хештегов в публикации, отсылающих к другим материалам или ранним публикациям пользователя, тематически связанным между собой.
- Хештег выступает средством социализации, создания контактов в виртуальном коммуникативном пространстве, а также маркером принадлежности к масштабному событию или акции. Хештег в сообщении при этом призван показать, что автор публикации принадлежит к общности, связанной с проведением акции, является участником общественного движения или мероприятия.
- Хештег используется для самопрезентации пользователя, когда благодаря размещению его в публикации автор представляет себя читателям (адресатам сообщения) как части какой-то общности (социальной группы, волонтерского движения, мероприятия, просветительской акции и проч.).
Трансформация хештегов в коммуникации и языковые аспекты их изучения
Функционируя в интернет-коммуникации известные хештеги эволюционируют в сторону расширения их смыслового поля и коммуникативных возможностей. В частности, с развитием хештега происходят следующие изменения:
- Усложняется его структура: как правило, один центральный хештег «распадается» на ряд дополнительных, которые, в свою очередь, также могут порождать отдельные хештеги.
- Смысловые возможности, закладываемые в хештег его автором (например, организатором мероприятия), могут сильно отличаться от тех значений, которые он приобретает в процессе коммуникации. Так, информативные смыслы хештегов начинают совмещаться с индивидуальными смысловыми интенциями, закладываемыми пользователями (например, установление социальных контактов, самопрезентация, воздействие на адресата).
- Функции хештега как инструмента эффективной группировки сообщений перестают технический потенциал и превращают его в средство коммуникации, необходимое пользователю для формирования смыслового поля сообщения.
Восприятие хештега как полноценного элемента коммуникации ставит перед специалистами и рядовыми пользователями вопросы его использования как речевого средства вербальной коммуникации в общении. В частности, лингвистов интересуют:
- Механизмы формирования и трансформации хештегов.
- Языковые процессы, происходящие с хештегами на уровне их морфемной структуры (сращение словосочетаний и превращение их в слово, сокращение хештегов, сочетание в их структуре вербальных и невербальных компонентов).
- Речевая функция в сообщении: тематическая, классифицирующая, «заголовочная», оценочная и проч.
- Механизмы семантической компрессии в коммуникации, связанные с использованием хештегов как эквивалентом более масштабных текстов структур или маркеров коммуникативных ситуаций.
Пользователя же интересует практическое использование хештега в коммуникации, его речевые и коммуникативные возможности, а также основные тенденции, которые отражают изменения хештегов в Сети.
Таким образом, хештеги в виртуальном общении предстают как полифункциональные образования, необходимые для успешного общения и самопрезентации пользователей.