Классификация звуков речи: основные принципы
Изучение звуков речи имеет как теоретическое, так и практическое значение. Звук составляет минимальный отрезок звучащего высказывания. Выполняя смыслоразличительную функцию, он помогает дифференцировать слова и их формы. В то же время каждый звук отличается особым набором характеристик – артикуляционных и фонетических признаков. Неверное усвоение каких-либо из них (например, артикуляционной позы, движений или фонетических свойств) влияет на произношение и восприятие, а значит, и на коммуникацию в целом. Поэтому изучение звуков является залогом успешного общения.
В русском языке деление звуков на два класса – гласные и согласные – обусловлено особенностями их продуцирования с помощью тех или иных органов речи. В производстве гласных участвует только голос и естественные резонаторы (полости глотки и рта). При образовании согласных голос может участвовать и не участвовать. Обязательно наличие шума, который создается за счет столкновения воздушной струи с преградой, образующейся из-за смыкания органов артикуляции: зубов, губ, неба. Кроме этого, на произнесение согласных влияет и положение языка в полости рта по средней линии. Так, поднятие его спинки к верхнему небу придает звуку призвук мягкости.
Особенностью артикуляции согласных является также наличие / отсутствие смычки и ее резкого разрыва в момент произнесения звука, вибрации кончика языка, появление смычки с закрытием небной занавески и прохождением воздушной струи через нос, взаимодействие кончика языка с верхними или нижними зубами, а также с верхним небом.
Типология гласных звуков
В русском языке насчитывается шесть гласных фонем, которые реализуются в речи в качестве звуков. При этом некоторые фонологи считают спорным вопрос о существовании самостоятельный фонемы $[ы]$, видя в ней лишь реализацию фонемы $[и]$ в определенной фонетической позиции.
Все гласные различаются по двум основаниям:
- Ряд. По этому критерию выделяются звуки переднего, среднего и заднего ряда.
- Подъем. Это основание предполагает выделение верхнего, среднего и нижнего подъема.
Гласные распределяются в зависимости о того, какое место они занимают по отношению к данным основаниям классификации:
- Передний ряд верхний подъем: $[и], [ы], [у]$.
- Средний ряд средний подъем: $[э], [о]$.
- Задний ряд нижний подъем: $[а]$.
По отношению к ударению, то есть по позиции в слове, гласные распределяются на те, что находятся под ударением, и безударные. В зависимости от удаленности от ударного слога можно говорить о первом предударном, втором предударном, всех заударных слогах, в которых гласные подвергаются ослаблению, то есть редукции.
Классифкация согласных звуков речи
Что касается согласных звуков, то их можно классифицировать по нескольким основаниям:
- По вибрации голосовых связок в момент артикуляции: звонкие – глухие.
- По положению средней части спинки языка по отношению к верхнему небу: мягкие – твердые.
- По роли ведущего органа артикуляции и месту образования: образующиеся в ротовой полости / губно-зубные / губные. Звуки, образование которых происходит в полости рта, называются язычными и подразделяются на ряд групп: переднеязычные передненебные, среднеязычные и заднеязычные.
- По способу образования: образующие смычку – смычные (или взрывные); образующие трение воздуха о сомкнутые органы артикуляции – щелевые (иначе – фрикативные); образующие смычку с одновременным закрытием небной занавески, за счет чего воздух вынужден проходить через ротовую полость – носовые; вибранты (дрожащие).
Следует отметить, что каждое из указанных оснований классификации может дополняться такими характеристиками, как звонкость / глухость или твердость / мягкость, но во всех случаях в русском языке есть звуки, отличающиеся единством фонетических характеристик и их позиционной независимостью. Так, не подвергаются смягчению звуки $[ж], [ш], [ц]$. В то же время звуки $[ч’], [щ’]$ выступают как исконно мягкие.
Каждый звук может быть охарактеризован в соответствии с указанными критериями. Рассмотрим это на примере: согласный звук $[к]$ является по месту образования ротовым, заднеязычным, по способу образования – взрывным (смычным), по фонетическим характеристикам – глухим парным, мягким парным. Звук $[ч’]$ – ротовой, переднеязычный, фрикативный, шипящий, глухой непарный, всегда мягкий. Звук $[р]$ – ротовой, боковой, дрожащий (вибрант), всегда звонкий непарный, парный мягкий и так далее.
Согласные звуки могут подвергаться позиционным трансформациям, утрачивая свои дифференциальные признаки. Тогда возникает такое явление как ассимиляция (реже – диссимиляция) по разным основаниям: глухости / звонкости, твердости / мягкости, по месту либо способу образования. Например: в слове «сжечь» ($[жжэч‘]$) мы наблюдаем ассимиляцию по месту образования, а также по признаку звонкости; в слове «степь» ($[c’т’эп’]$) – по признаку мягкости; в слове «счастье» ($[щ’ас’т’i’ь]$) – по способу образования, а также по мягкости.
Знание артикуляционных и фонетических особенностей, лежащих в основе классификации звуков речи, необходимо не только для коррекции речевых нарушений и формирования правильного произношения, но и для объяснения особенностей правописания слов, которое не совпадают с произношением.